Выставка “Таланты деньги искусства”

Проект Константина Календарёва — это реакция художника на актуальные процессы которые происходят в мире. И хотя исторически он наследует известному проекту «Новые деньги России» Елены Китаевой, посыл его совершенно другой. Это не дизайнерский проект новых денег, несмотря на то, что деньги — это всегда дизайн. Деньги как графическая структура весьма устойчивы, и художник не отступает от канонической формы.

 

Автор вводит несколько тем в эту форму — на аверсе присутствует портрет исторического культурного деятеля и некое небесное тело, символизирующее науку. На реверсе — изображение памятника архитектуры наиболее значимого как наследие планеты и лабиринт — основополагающая культурная метафора и древнейший основополагающий символ бытия.

Проект Константина Календарёва — это не идея строительства экономики на каких-то иных, чем эквивалентный обмен, принципах, вроде той странной экономики дара, которую подсмотрел Марсель Мосс у латиноамериканских индейцев. И уж тем более это не идея монетизации того, что до недавнего времени, а точнее до ХХ века от монетизации ускользало — то есть культуры.

 

Этот проект предлагает взглянуть на самые основы современной цивилизации и вернуть им изначальный смысл, способный объединить нас. Художник предлагает мир, в котором деньги, которые циркулируют в экономике, стали не инструментом власти и подчинения людей другими, а способом приобщения к культурному наследию — странной субстанции, которая была и остается смыслом существования нашей цивилизации с того момента, как человек стал осознавать себя чем-то большим, чем тело, обладающее желаниями. Потому что культура развивается из человеческого желания, которое никогда не удовлетворяется — из желания знать и созидать.

 

Проект Константина Календарёва странным образом говорит нам о том, что существуют ценности, которые не конвертируются в цены. Странность этого высказывания в том, что художник говорит нам об этом на языке денег, то есть на языке, ставшем интернациональным. Раньше таким интернациональным языком было искусство, однако теперь мы понимаем, что, во-первых, язык искусства не столь универсален и общедоступен, как язык денег, а во-вторых, Календарёв все равно говорит на языке искусства, хоть и заворачивает свой проект в красивую упаковку денежного знака.

 

Этот проект сообщает нам о том, что мы отказываемся понимать мотивы поступков и действий за пределами финансовой выгоды, что любую причину происходящего мы ищем в деньгах. Мы ищем шелест купюр даже там, где экономика изначально присутствует как следствие, но не причина — в человеческой культуре, в свободной игре таланта, в его живом и непосредственном самовыражении. Деньги стали единственным мотивом и причиной развития современной цивилизации, и любые интерпретации происходящего не покидают этих пределов. Константин Календарёв говорит нам о том, что мы забыли все языки, кроме тотального языка денег, и художник предлагает задуматься над новой мерой современной жизни. Задуматься над тем, чтобы сделать новой универсальной мерой не цену, а ценность — бесспорную и не монетизируемую ценность таланта.

 

Ульяна Доброва, искусствовед

 

 

Первая выставка проекта «Банк Мировой Культуры»

открывается: 13 апреля
в М-Галерее

по адресу: г. Ростов на Дону, ул. Пушкинская д.59,

Вернисаж в 17.00

Сайт проекта

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.