Данги периода замятни других монетных дворов (758-768/1357-1366)

mch44zast

Текст МЧ-44

 

Город Гюлистан

В прошлой лекции МЧ-43 нами был рассмотрен серебряный чекан всех ханов периода замятни 1357-1380 гг. С приходом к власти хана Токтамыша наступило недолгое экономическое и политическое возрождение Золотой Орды. Поэтому резонно прервать на время описание чекана Сарая ал-Джадид с именем Токтамыша и продолжить рассмотрение чекана ханов периода замятни других монетных дворов. Начнём этот анализ с дангов нового города Гюлистан, возведённого в середине XIV в. и быстро ставшего одним из крупнейших городов Золотой Орды.

Долгое время расположение Гюлистана было дискуссионным, но в настоящее время большинство нумизматов размещают его на месте Царевского городища на Ахтубе, на котором ещё в конце ХХ в. нумизматы, археологи и историки располагали город Сарай ал-Джадид.

Царёвское городище расположено на восточном берегу Ахтубы в 70 км от её начала у города. Царёв (рис.1). Территория сплошной застройки, хорошо прослеживавшаяся ещё в середине XIX в, простиралась на 16 км от с. Пришиб (сейчас Ленинск) до Колобовки (Леопольдов, 1939 с.97-98), а по оценке В.В. Григорьева на 21 км (Григорьев, 1847/1998, с. 4). Ф.В. Баллод в начале ХХ в. площадь сплошной застройки оценивал в 48 кв. вёрст, то есть 54 км2 (Баллод,

Рис.1. Карта-схема Царевского городища

Рис.1. Карта-схема Царевского городища

1923/1998, с.19). Серьёзные археологические исследования городища стали проводиться с середины XIX в. С 1843 по 1851 г. на нём ежегодно работала археологическая экспедиция руководством полковника  А.В. Терещенко, (Григорьев, 1847/1998, с.3-13; Терещенко, 1853/2001, с. 12-21). Наиболее планомерные и крупномасштабные раскопки Царёвского городища во второй половине ХХ в. стала вести  Поволжская археологическая экспедиция (ПАЭ). Раскопками, проводившимися с 1959 по 1968  г. и с 1994 г. по 1997 г. было вскрыто около 10000 м2 площади городища (Фёдоров-Давыдов, 1997, с.88-100).

Из археологических исследований собственно Царёвского городища следует, что золотоордынский город здесь был воздвигнут к началу 40-х гг. XIV в. на пустом месте, без оборонительных систем и сооружений. Жилища горожан соответствовали их социальному статусу и доходу – от землянок у рабов до 2-этажных каменных многокомнатных домов и дворцов у элитной части населения. В городе действовала широкая сеть хорошо налаженного водопровода, имелись разнообразные ремесленные мастерские, базары, бани. В 1360-х гг. город был окружен защитным валом и рвом перед ним, что, однако, не спасло его от полного разрушения к концу этого же 10-летия в результате военных столкновений претендентов разных семей Джучидов в борьбе за ханский престол. Сохранившаяся небольшая часть города вне его стен просуществовала до 1395 г., когда он был окончательно уничтожен войсками Тимура.

Царевское городище самое богатое по количеству монет, собранных на нём разными экспедициями.

Так, например, экспедицией А.В. Терещенко за время раскопок 1843-1851 гг. было поднято 29 639 монет (Григорьев, 1847/1998, с. 5-191); в раскопках и сборах ПАЭ  за 1959-1968, 1994-1998 гг. – 3 029 (Янина, 1970, с. 194; Рудаков, 2000, с. 316; Сингатуллина, 2002,  с. 166); в любительском сборе 2001-2005 гг. – 6 350 экз. (Клоков, Лебедев, 2010, с. 441). Кроме того на городище зафиксированы находки 16 кладов, в сумме содержавших 2 637 дангов (там же, с. 439).

Приступим теперь к анализу собственного чекана этого города. Первые данги Гюлистана чеканены при Джанибеке с 752 по 756 г.х. На рис.2 они приведены в виде реконструкций 5 типов дангов с вариантами из работы (Клоков, Лебедев, 2010, с. 446, 474-475 рис. 5-6), в которой эти монеты рассмотрены подробнее.

Рис.2. Реконструкции дангов Джанибека чекана Гюлистана 752-756 гг.х.

Рис.2. Реконструкции дангов Джанибека чекана Гюлистана 752-756 гг.х.

Открывают чекан периода замятни данги его «зачинщика» хана Бердибека. Его генеалогия и подробности захвата престола, как и большинства остальных «мимолётных» ханов 1357-1382 гг. достаточно подробно были изложены в предыдущей лекции МЧ-43 и сейчас повторяться не будут. Это не будет относиться только к новым претендентам на престол, не чеканивших данги в Сарае ал-Джадид.

Серебряный чекан Бердибека в Гюлистане (758-760 / 1357-1359).

Прямой перевод с персидского названия города Гюлистан означает Цветник, Сад (Рубенчик, 1983, т.II, с.401), но помнится кто-то переводил его и как Сад роз. Город с таким названием существовал и в средневековом Азербайджане.

  1. Брак чекана, 753 г.х. Рис.3/6. (Янина, 1954 № 75; Клоков, Лебедев, 2002, с.78 №35, рис.3-35). О.с. чеканена старым обратным штемпелем Джанибека 753 г.х.
  2. Выпуск 758 г.х. Рис.3/7. (Пырсов, 2002, №211).

Л.с. Султан справедливый / искажённо Бирдибек хан.

О.с. Чекан / Гюлистана / год / 758.

  1. Выпуск 759 г.х. Рис.3/8. (Френ, 1832, № 111); Янина 1958, №75).

Л.с.Султан справедливый /Бердибек хан / да продлится его правление.

О.с. Чекан / города Гюлистана / году 759.

9.Тоже, но 760 г.х. Рис.3/8. (Френ, 1832, №114; Пырсов. 2002 №225)

  1. Тоже, но год 761.Рис.3/10. Zeno № 132946.

Обе стороны, как у № 8 и 9, но 761 г.х.

Рис.3. Реконструкции гюлистанских дангов Бердибека 753, 758-761гг.х. и Кульпы 760 г.х.

Рис.3. Реконструкции гюлистанских дангов Бердибека 753, 758-761гг.х. и Кульпы 760 г.х.

Этот данг уже времени убийцы Бердибека  и его следует отнести или к случайному браку (известен всего один его экз.), или к подражанию (но тогда можно было бы ожидать встретить их в большем количестве).

Серебряный чекан Кульпы в Гюлистанев в 760-761 / 1359-1360 гг.

  1. Выпуск 760 г.х. (рис.3/11( Френ, 1832 №117; Янина, 1954 №79).

Л.с. Султан справедливый / Кульпа хан / да продлится его правление

О.с. Чеканено в / городе Гюлистане / 760.

  1. Тоже, но 761 г.х. (Френ, 1832, № 120; Янина, 1958 № 78б).

Обе стороны как у предыдущего №10, но год 761.

Серебряный чекан Наурузбека в Гюлистане в 761 /1360 г.

  1. Выпуск 761 г.х. Рис.4/12ф. (Френ, 1832 № 123; Янина, 1954 № 82; zeno # 132387.Л.с. Султан справедливый / Науруз хан / да продлится его правление.

О.с. Чеканено в городе Гюлистане / 761 / году.

  1. Выпуск того же 761 г.х., но с именем Наурузбек. Рис.4/13. (Френ, 1832 № 122; Янина, 1954 № 83).

Обе стороны как у предыдущего типа № 12, но имя хана Наурузбек.

Рис.4. Реконструкции  гюлистанских  дангов Кульпы 761, Хызра 761-763, Мюрида 763 г.х.

Рис.4. Реконструкции  гюлистанских  дангов Кульпы 761, Хызра 761-763, Мюрида 763 г.х.

 

Серебряный чекан Хызра в Гюлистане в 761-762 / 1360-1361 гг.

  1. Выпуск 761 г.х. Рис.4/14. (Френ, 1832 № 126; Янина. 1954 №84).

Л.с. Султан справедливый / Хызр хан / да продлится его правление

О.с. Чеканено в городе Гюлистане / 761.

  1. Выпуск 762 г.х. Рис.4/15. (Френ, 1832 № 132; Янина. 1954 №87).

Обе стороны как у предыдущего №14, но год 762.

  1. Тоже, но год 732 (=763). Рис.4/16ф. ( zeno # 134477.

Л.с. Султан справедливый / Хызр хан / да продлится его правление

О.с. Чеканено в /  Гюлистане / 732.

Год выпуска на данге относится ко времени, когда Хызра уже не было в живых и скорее всего это ещё одна  случайная ошибка монетариев.

Ханы от Джанибека и Бердибека до Хызра включительно чеканили свои данги и в Сарае ал-Джадид и в Гюлистане. После Хызра следующие 6 скоротечных ханов 763-768 гг.х. – Тимур Ходжа, Орду Малик, Кильдибек, Хайр-Пулад, Абдаллах и Улджа(й)-Тимур  чеканили данги в Сарае ал-Джадид,  но в Гюлистане свои серебряные монеты уже не чеканили. Очевидно, что именно в этот период между претендентами разных джучидских семей на ханский престол разгорелась настолько ожесточённая борьба, что она закончилось полным разрушением Гюлистана к началу 769/1367 г. Такой вывод не был сделан советскими археологами, нумизматами и историками  по ряду причин. Во-первых, место расположения Гюлистана не было ими однозначно локализовано; во-вторых, монетный двор Сарай ал-Джадид был ошибочно принят за ещё один  второй г. Сарай Новый и размещён ими на Царёвском городище, где и был на самом деле г.Гюлистан; в-третьих, ошибочно был датирован монетный комплекс Царёвского городища. Хотя С.А. Янина, описывая 1035 монет из раскопок и сборов с этого памятника, отмечала, что в комплексе, начиная с Джанибека, присутствовал почти непрерывный ежегодный ряд монет, внезапно обрывавшийся на 768 г.х. (Янина, 1970, с.194), а случайных монет времени Токтамыша 780-790-х гг.х. всего 13 экз., тем не менее Г.А.Фёдоров-Давыдов и др. (1970, с.86) датировали центральную часть городища  временем Токтамыша. Как выяснилось, основанием для такого вывода оказался всего один пул 764 г.х., маркированный надчеканкой в виде розетки (там же, с.103).. Хотя эта надчеканка  (н/ч) не датирована, авторы предположили, что она вероятно относится к концу XIVв. Анализ применения этого н-ч показал, что им маркировались только датированные пулы 763-764 гг.х. и пулы времени Абдаллаха 764-770 гг.х. Реальная датировка разных частей Царёвского городища иллюстрируется хроногистограммами с 5-летним округлением на рис.5 ( Клоков, Лебедев, 2010, с.497 рис.28), построенными по материалам обсуждавшейся выше работы (Фёдоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970, с.68-171). Из него видно, что в центральной части нет ни дангов, ни пулов, чеканенных после 770 г.х.(без 5-летнего округления после 768 г.х.). В восточном пригороде  младшими монетами оказались 2 пула 771-775 гг.х. и лишь в южном пригороде денежное обращение в небольшом объёме сохранилось до 797/1395 г.

 

Рис.5. Хронологические гистограммы монет с разных частей Царёвского городища          а – данги с основного городища; пулы с основного городища;         в – пулы клада с основного городища; г – данги с южного пригорода;         д – пулы с южного пригорода.

Рис.5. Хронологические гистограммы монет с разных частей Царёвского городища
        а – данги с основного городища; пулы с основного городища;
       в – пулы клада с основного городища; г – данги с южного пригорода;
       д – пулы с южного пригорода.

Следующим ханом после Хызра, выпускавший данги в Гюлистане, но не чеканивший в Сарае ал-Джадид, был его брат Мюрид. Его геральдическая ветвь естественно такая же как у Хызра: Мюрид  сын Мангкутая сына Тула Буки сына Кадакасына. Шибана (Гаев, 2002, с.19, 51).

Серебряные монеты Мюрида, чеканенные в Гюлистане в 763-764-1361-1363 гг.

  1. Выпуск 763 г.х. Рис.4/17. (Френ, 1832 № 149; Янина, 1954 №95).

Л.с. Султан справедливый / Мюрид хан/Да продлится его правление

О.с. Чеканено в / городе Гюлистане / 763.

18А.Тоже, но год искажён 732=763. Рис.4/18А. (Френ, 1832 № 150; Янина, 1958 №95а).

18Б. Тоже, в дате цифры 3 и 2 переставлены 723= 763.Рис.4/18Б.(Zeno#132031).

  1. тот же год, но чекан Гюлистан лис-Сарая, 763 г.х. Рис.6/19. (Френ, 1832 №151; Винничек, Лебедев, 2004, с.127, 130 №114а.б

Л.с.=л.с № 17-18.

О.с.Чекан / Гюлистаналис-Сарая / году 763.

В переводе П.С.Савельева имя города Гюлистан присарайский, что дало пищу для разных предположений типа – сам г.Гюлистан является пригородом Сарая, или только конкретное место выпуска именно этого типа данга располагалось близ Сарая (больше никогда Гюлистан лис-Сарай не появлялся на монетах Золотой Орды). Убедительного ответа на причину помещения такого монетного двора пока никем не предложено.

  1. Чекан Гюлистана 764 г.х.Рис.6/20. (Савельев, 1858 №65; Янина, 1954 №96).

Л.с. = л.с. предыдущих типов.

О.с. Чеканено в / Гюлистане / 764.

Известен вариант со словом городе на 2-й строке  о.с. (Савельев, 1858 №64).

Х.М. Френ завершает описание монет Мюрида в Гюлистане выпуском с искажённым годом 72 (Френ, 1832, № 153), но больше такой данг не публиковался и какой год подразумевался за этими двумя цифрами предугадать нельзя.

Данги Гюлистана следующего 765 г.х. пока не выявлены, а для 766 г.х. известен данг очередного узурпатора Пулада-Ходжи, но при этом место выпуска означено Гюлистан ал-Джадид  (Гюлистан Новый). Что это конкретно означает неизвестно, можно лишь осторожно предположить, что город к этому времени, возможно, был уже заметно разрушен, и при этом хане какая-то его часть была частично восстановлена.

Неизвестна и генеалогия Пулада-Ходжи.

Серебряный чекан Пулада-Ходжи в Новом Гюлистане в 766/1364 г.

  1. Гюлистан ал-Джадид 766 г.х. Рис.6/21. (Френ, 1832 №158; Пырсов, 2002 №273; zeno#131921).

Л.с. Султан / справедливый Пулад / Ходжа хан/да продлится его правление.

О.с. Чекан / Гюлистана /ал-Джадид / 766.

Последовательность занятия Сарайского престола последними 3 ханами, владевшими Гюлистаном, не совпадает с датами на их монетах, поэтому здесь мы будем опираться на даты гюлистанских дангов.

Для того же 766 г.х., что и данги Пулада-Ходжи известен выпуск  от имени Азиз-Шейха, сына Тимура-Ходжи  (Селезнёв, 2009, с.27). На монетах этого хана встречается самый широкий набор эпитетов к основному названию города, иногда уникальные, не применявшиеся для других монетных дворов.

Серебряные монеты Азиз-Шейха в Гюлистане 766-768 /1364-1367 гг.

  1. Выпуск Гюлистана 766 г.х. Рис.6/22. (Григорьев, 1850 с.33-34 №127; Фёдоров-Давыдов,1980, №№ 304-305; Клоков, Лебедев, 2010,№81/23а).

Л.с. Султан справедливый / Азиз-Шейх/ хан / да продлится его правление.

О.с. чекан / Гюлистана / 766.

Рис.6. Реконструкции гюлистанских с разными эпитетами  дангов Мюрида763-764, Пулада-Ходжи 766 и  Азиз-Шейха 766-768 гг.х.

Рис.6. Реконструкции гюлистанских с разными эпитетами  дангов Мюрида763-764, Пулада-Ходжи 766 и  Азиз-Шейха 766-768 гг.х.

 

  1. Тот же год, но место выпуска mch44-1 = Малик Гюлистан = столица Гюлистан. (Григорьев, 1850, №128)

Обе стороны как у предыдущего типа, кроме места выпуска.

  1. Тот же 766 г.х., но место выпуска mch44-2 = Белад (город) Гюлистан. Рис.5/24. (Фёдоров-Давыдов,1980, №№306;  Клоков, Лебедев, 2010,№81/23б).
  2. Тоже, но год 767. Рис.5/25. (Фёдоров-Давыдов,1980, №№307; Клоков, Лебедев, 2010,№81/24).
  3. Тот же год, место выпуска mch44-3 Гюлистан ал-Махруса (богохранимый). Рис.5/26. (Френ, 1832 №160; Фёдоров-Давыдов,1980, №№ 308-309)..

27А. Тоже, но год искажён mch44-4= 867, т.е. 767 или768 г.х. (Григорьев, 1850 №141)

27Б. Тоже, но год искажён иначе mch44-5 = 827,  т.е. 767 или 768 г.х. (Григорьев, 1850 №142).

  1. Выпуск 867 (вместо 768)г.х. Гюлистана М’амурат (многонаселённого.Рис.6/28. (Савельев, 1858 №406).
  2. Не датированный выпуск Нового Гюлистана. (Григорьев, 1850, №144).

Л.с. как на предыдущих типах дангов Азиз-Шейха.

О.с. Чекан Гюлистана / ал-Джадид.

Для 768 г.х. известен ряд  вариантов несколько необычных серебряных монет без указания места выпуска и с разными именами ханов на обеих сторонах, причём Джанибек II указан как мархум = покойный. На одном из таких дангов всё же указан монетный двор.

  1. Джанибек покойный + Пулад—Тимур, Гюлистан 768.г.х. (Савельев, 1858 №404).

Л.с.Султан покойный / Джанибек /да длится его правление.

О.с. Повеление / Пулад-Тимура / Гюлистан/ 768 года.

Это последние имена и последний год, которые мы встречаем на дангах Гюлистана. Последний раз встречается и название города – Гюлистан. В 768 г.х. Сарайским престолом владел ещё один краткосрочный претендент Улджай-Тимур (дословно Удачливый Тимур), но в Гюлистане он не чеканил, так его уже не существовало.

 

 

Цитированная литература

Баллод Ф.В., 1923. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды (результаты археологических работ летом 1922 г). Казань. Репринт 1998 г. Глава III. Развалины Старого Сарая. Татарская Археология  №2(3). Казань, с.111.

Винничек В.А., Лебедев В.П., 2004 I. Период экономической активности на Никольском селище по нумизматическим данным // ДПДР вып.V.

Гаев А.Г., 2002. Генеалогия и хронология Джучидов // ДПДР вып. IV. Н.Новгород.

Григорьев В.В.,1847/1998. Четырёхлетние археологические поиски в развалинах Сарая. ЖМВД №9 // Татарская Археология №1(2). Казань.

Григорьев В.В., 1850. Описание клада из золотоордынских монет, найденного близ развалин Сарая // Записки археологическо-нумизматического общества, т.II. СПб.

Клоков В.Б., Лебедев В.П., 2002. Монетный комплекс с Селитренного городища // ДПДР, вып.IV. Н.Новгород

Клоков В.Б., Лебедев В.П.,2010. Монетный комплекс с Царёвского городища, // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 8. Донецк. С.437-504.

Леопольдов А.Ф, 1839. Историко-статистическое описание Заволжского края Саратовской губернии // Материалы для статистики Российской Империи.СПб.

Рубинчик Ю.А. (редактор), 1983. Персидско-русский словарь. В двух томах. М.

Рудаков В.Г., 2000.  К вопросу о двух столицах Золотой Орды и местоположение г. Гюлистана //  Научное наследие А.П. Смирнова и совремённые проблемы археологии Волго-Камья . Труды ГИМ, вып.122, с.305-323.

Савельев П.С., 1858. Монеты Джучидов, джагатидов, джелаиридов и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Токтамыша // ЗРАО, т.XII,  вып. II. СПб.

Селезнёв Ю.В., 2009 Элита Золотой Орды. Казань.

Сингатуллина А.З., 2002. Монеты Царевского городища (раскопки 1998 г.) // Поволжье и сопредельные территории в соедние века. М.

Терещенко А.В., 1853/2001. Окончание исследование местности Сарая , с очерком следов Дешт-Кипчаковского царства. Учёные записки Императорской Академии наук по IиIII отделениям. Т.II. Выпуск 1. СПб // Татарская Археология № 1-2 (8-9). Казань.

Фёдоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Мухамадиев А.Г., 1970. Археологические исследования Царевского городища (Новый Сарай) //МИА №164. М.

Фёдоров-Давыдов Г.А., 1980. Клад серебряных джучидских монет с Селитренного городища // Нумизматика и Эпиграфика, т. XIII. M.

Фёдоров-Давыдов Г.А., 1997. Некоторые итоги изучения городов Золотой Орды на Нижней Волге // Татарская Археология №1. Казань.

Френ Х.М., 1832. Монеты ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды. СПб.

Янина С.А., 1954. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах  в 1946-1952 гг.// МИА 42. М.

Янина С.А., 1958. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах  в 1953-1954 гг.// МИА 61. М

Янина С.А., 1970, Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царёвском городище в 1959-1962 гг. // Поволжье


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.