Корабли на монетах: от античности до наших дней

Федоркова Ирина Рудольфовна

 

Материал был опубликован в журнале «Золотой червонец», № 3/2015

Эта статья продолжает тему изображения моря и морских атрибутов на монетах:  она посвящена кораблям.

 

Корабль на современных монетах является, пожалуй, самым популярным образом в рамках морской тематики. Проведенный количественный анализ показал, что существует как минимум 877 монет разных стран мира с изображением кораблей и исторических событий, с ними связанных. 154 страны мира чеканят на своих монетах корабли, а это 62% всех существующих в мире государств. На первом месте – остров Мэн, второе место разделили Россия и Португалия, на третьем месте оказалась Куба, на четвертом – Канада, а на пятом – острова Кука.

Интересно, что на монетах некоторых ведущих морских держав образ корабля можно встретить не часто. Например, Великобритания – «Владычица морей» –  на своих монетах редко изображает корабли и вообще образы с морской тематикой. Вместе с тем другие страны (в основном заморские территории и коронные земли Великобритании, а также ее бывшие колонии) часто чеканят на своих монетах сюжеты британской морской истории и ее корабли. Например, на монетах островов Питкэрн, острова Мэн и Бермудских островов в разные годы изображался флагман британского пароходства – знаменитый океанский лайнер «Королева Елизавета» (рис. 1 и 2), в то время как на монетах Великобритании он не чеканился.

Рис.1  2 новозеландских доллара. Острова Питкэрн, 2013, серебро.  На реверсе – лайнер «Королева Елизавета»

Рис.1
2 новозеландских доллара. Острова Питкэрн, 2013, серебро.
На реверсе – лайнер «Королева Елизавета»

Рис. 2 1 крона. Остров Мэн, 1988,  медь-никель. На реверсе –лайнер «Королева Елизавета»

Рис. 2
1 крона. Остров Мэн, 1988, медь-никель. На реверсе –лайнер «Королева Елизавета»

Недавно на Монетном дворе Великобритании была отчеканена монета с изображением линкора – в честь Королевского флота и в ознаменование начала Первой мировой войны (рис. 3). Эта монета входит в набор памятных монет Великобритании за 2015 год. Также она продается отдельно – в подарочном буклете (рис. 4).

Рис. 3. 2 фунта. Великобритания, 2015, медь/никель. Монета - «Королевский флот», отчеканена в память о Первой мировой войне

Рис. 3. 2 фунта. Великобритания, 2015, медь/никель. Монета – «Королевский флот», отчеканена в память о Первой мировой войне

Рис.4. Подарочная упаковка для монеты с изображением британского линкора времен Первой мировой войны

Рис.4. Подарочная упаковка для монеты с изображением британского линкора времен Первой мировой войны

Испания, Италия, США, Япония хоть и являются морскими державами, также не часто обращаются к корабельной теме, имея в арсенале от 7 до 10 монет с изображением кораблей.

Вполне вероятно, что некоторые монеты не были обнаружены в ходе проведенного исследования и в связи с этим не были учтены при проведении количественного анализа. Вместе с тем достаточно представительное количество просмотренных монет позволило выявить некоторые особенности современной корабельной тематики в сравнении с тенденциями изображений кораблей на античных монетах.

Итак, для современных монет характерно преобладание целостного изображения корабля; при этом образ самого корабля приобретает новые психологические смыслы. Чеканятся разные исторические типы судов, а также представлены образы конкретных кораблей, сыгравших важную роль в истории разных стран.

Целостное изображения корабля на монетах появилось не сразу. В древние времена изображалась только прора корабля, его кормовая часть. Существуют две версии, объясняющие этот феномен. Первая связана с суевериями моряков, которые считали, что полное изображение корабля могло негативно повлиять на успех морского путешествия. Дополнительным аргументом в пользу данной версии служит тот факт, что в то же самое историческое время на предметах искусства корабль изображался целиком. Таким образом, не отвергалась сама идея целостного изображения корабля, но именно на монетах это не практиковалось. Вторая версия объясняется сложностью полного изображения судна на монетах для граверов, так как корабли в то время имели от 25 до 85 весел, расположенных в три яруса. На мой взгляд, одна версия не исключает другую, но вполне может существовать и иное объяснение данного феномена.

Обратим внимание на древние греческие монеты – одни из первых в мире. Несмотря на то что Греция являлась морской торговой державой, здесь было очень мало монет с изображением кораблей. Одна из таких монет – тетрадрахма острова Самос (494 г. до н.э.) (рис. 5). 

Рис.5.   Тетрадрахма. Остров  Самос, около  494  г. до н.э., серебро.

Рис.5. Тетрадрахма. Остров Самос, около 494 г. до н.э., серебро.

На аверсе монеты отчеканена богиня Гера, особо почитаемая на этом острове; на реверсе – тип корабля с 50 веслами, впервые разработанный на судоверфях острова Самос. Почему корабль был изображен на монете этого острова, ведь преимущественно на греческих монетах изображались боги и животные? Полагаю, что это стало возможным по двум причинам: во‑первых, жители Самоса были известными кораблестроителями, во‑вторых, моряки этого острова первыми из греков достигли берегов Гибралтарского пролива.

Необходимо отметить еще один интересный факт: в то время как на древних греческих монетах корабли появлялись редко, на первых римских монетах был изображен именно корабль, точнее его прора (рис. 6). На аверсе представленной монеты отчеканен образ Двуликого Януса – бога изобретений, который по легенде научил людей чеканить монеты и строить корабли.

Рис.6  Асс. Римская республика, 189-190 г. до н.э, анонимный выпуск, медь

Рис.6
Асс. Римская республика, 189-190 г. до н.э, анонимный выпуск, медь

Мое внимание привлекла монета македонского царя Антигона III с изображением бога Аполлона, восседающего на проре корабля с луком в руках (229 – 221 гг. до н.э.) (рис. 7). Интересно, что существует греческая монета 1930 года выпуска, имеющая сходное изображение (рис. 8). На аверсах обеих серебряных монет находится профильное изображение бога Посейдона в морском венке, а на реверсах – прора корабля. Единственным отличием является то, что бог Аполлон исчезает с современной монеты.

Рис.7.  Монета Антигона III Досона, 229-221 гг. до н.э.,  Македонское царство. Серебро. Аверс: Посейдон  Реверс: Аполлон на проре корабля с луком в руке

Рис.7.
Монета Антигона III Досона, 229-221 гг. до н.э.,
Македонское царство. Серебро.
Аверс: Посейдон
Реверс: Аполлон на проре корабля с луком в руке

Рис.8.  20 драхм. Греция, 1930. Серебро Аверс: Посейдон Реверс: прора корабля

Рис.8.
20 драхм. Греция, 1930. Серебро
Аверс: Посейдон
Реверс: прора корабля

Существование этих монет свидетельствуют о том, что для греков характерно стремление к сохранению традиций. Вероятно, поэтому в настоящий момент, когда Греция вступила в Евросоюз, у многих греков появилось ощущение утраты своей самобытности, в том числе от потери национальной валюты – драхмы, существовавшей на протяжении тысячелетий. Однако и сейчас на евромонетах чеканятся национальные образы Греции. На монетах мелкого номинала изображены греческие суда, демонстрирующие эволюцию кораблестроения в Греции: афинская триера – V в. до н.э. (рис. 9), военный корабль (корвет) – начало XIX в. (рис. 10) и современное судно – танкер (рис. 11). Таким образом, если на монетах Греции в древние времена редко встречались корабли, то на современных монетах они довольно часто используются. На монетах более крупных номиналов изображены важные персоны греческой истории, а на самых крупных –  символы древнегреческой истории и мифологии. Например, на монете номиналом 1 евро – знаменитая Афинская сова, являющаяся важным символом истории денежного обращения Греции. Интересно также отметить, что Греция оставила свое историческое название мелких монет –  «лепта», в то время как все другие страны ЕС приняли название «цент». Все эти факты свидетельствуют о том, что преемственность традиций, стремление к их сохранению являются одной из центральных черт национального характера греков.

Рис.9. 1 лепта (1 евроцент). Греция (Европейский союз), 2002., сталь покрытая медью

Рис.9.
1 лепта (1 евроцент). Греция (Европейский союз), 2002., сталь покрытая медью

Рис.10 2 лепты (2 евроцента). Греция (Европейский союз), 2002, сталь покрытая медью

Рис.10
2 лепты (2 евроцента). Греция (Европейский союз), 2002, сталь покрытая медью

Рис.11 5 лепт (5 евроцентов). Греция (Европейский союз), 2002, сталь покрытая медью

Рис.11
5 лепт (5 евроцентов). Греция (Европейский союз), 2002, сталь покрытая медью

Где же появилось первое целостное изображение корабля на монете? Предположу, что в Финикии. Причина такого предположения – изображение древней финикийской монеты (рис. 12). Корабль был главным символом финикийцев, о чем свидетельствует одна из версий происхождения названия государства –  от египетского слова «фенеху» – «строитель кораблей». Финикийцы плавали по всему миру: они доходили до Испании, Британии, Канарских островов. Около 600 года до н. э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял у них три года. Им принадлежит много нововведений в корабельном деле: они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью 300 м².

Рис.12 Финикийский корабль на древней монете

Рис.12
Финикийский корабль на древней монете

Финикийцы способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю. В память об этом финикийские корабли изображаются и на современных монетах, примером тому служит монета Ганы  (рис. 13).

Рис.13.  500 сика. Гана, 2002, серебро.  Финикийское торговое судно

Рис.13.
500 сика. Гана, 2002, серебро.
Финикийское торговое судно

Изображения кораблей на древних монетах отражали смысл – корабль как символ торговли и путешествий.

На современных монетах данная идея также присутствует. Примером могут служить монеты, посвященные Ганзейскому союзу. Ганзейский союз (Ганза) – союз торговых городов в бассейне Северного и Балтийского морей, существовавший с XIII по XVII век. Членами Ганзы в разное время были более 200 больших и малых городов. Ганзейские купцы и компании пользовались по всему миру определенными правами и привилегиями.

В честь 650‑летнего юбилея Ганзейского союза в Германии была отчеканена монета (рис. 14). На ней изображен корабль – когг – визитная карточка Ганзы – одномачтовое парусное судно с высокими бортами и прямым парусом. Это судно использовалось и как торговое, и как военное.

Рис.14.  10 евро, Германия, 2006. Памятная монета в честь 650-летия Ганзейского союза.

Рис.14.
10 евро, Германия, 2006.
Памятная монета в честь 650-летия Ганзейского союза.

Через несколько лет после Германии остров Ниуэ и Республика Беларусь также отчеканили монеты, посвященные ганзейским городам: Полоцку (рис.15) и Великому Новгороду (рис.16). Монеты изготовлены на Польском монетном дворе, поэтому аверсы обеих монет практически одинаковы, за исключением того, что на первой изображен герб Беларуси, на второй – портрет Елизаветы II. Общее в изображениях обеих монет: развернутая карта Европы с центральной частью региона Ганзейского союза; в центре – изображение когга; справа, в виде монеты –  изображение трезубца; ниже – изображение кадуцея – жезла бога торговли и путешествий Меркурия. Реверсы монет отличаются, так как на них представлены элементы, характерные для каждого города, такие, как герб, архитектурные объекты и товары, которыми торговал город в период существования Ганзы. На монете «Полоцк» – сцена рыбной торговли на фоне исторической панорамы города. На монете «Великий Новгород» – символ берестяной грамоты, фрагмент деревянного резного фриза из церкви Святого Николая в городе Штральзунде (Германия), а также новгородцы, предлагающие меха купцам Немецкого двора.

Рис. 15. 20 рублей. Республика Беларусь, МД – Польша, 2011, серебро. Город Полоцк

Рис. 15.
20 рублей. Республика Беларусь, МД – Польша, 2011, серебро. Город Полоцк

Рис.16.  1 доллар. Остров Ниуэ, МД - Польша, 2010, серебро. Город Великий Новгород

Рис.16.
1 доллар. Остров Ниуэ, МД – Польша, 2010, серебро.
Город Великий Новгород

Рассматривая «корабль как символ торговли», интересно упомянуть казахстанскую золотую монету, условно названную «Марко Поло» (рис. 17). Знакомство с этой монетой первоначально вызвало удивление: что общего у морского путешественника Марко Поло с казахстанскими степями? Северная дорога знаменитого торгового Шелкового пути, соединяющего Восток и Запад, пролегала именно через казахские степи. Вероятно, в память об этом историческом факте и была отчеканена монета. В качестве важных образов, передающих замысел создателей монеты, выступают морской корабль и его степной аналог, «сухопутный корабль» – верблюд. Особенностью этой монеты является также ее маленький вес и размер.

Рис.17.  100 тенге. Республика Казахстан, 2004, золото.  Монета из серии «Самые маленькие золотые монеты».  Диаметр – 13, 92 мм; вес -1,24 гр.

Рис.17.
100 тенге. Республика Казахстан, 2004, золото.
Монета из серии «Самые маленькие золотые монеты».
Диаметр – 13, 92 мм; вес -1,24 гр.

Корабль как символ государственно‑политической власти часто изображался на монетах Македонского царства, например, на монетах Деметрия Полиоркета в честь его побед в морских сражениях. Но в полной мере эта идея реализовалась на деньгах Рима, где изображались военные корабли. Самым распространенным типом римского боевого корабля была либурна. В битве при Акциуме либурны Августа наголову разбили тяжелые корабли Марка Антония благодаря высокой маневренности и широкому использованию зажигательных снарядов. Доказательством важной роли таких кораблей служит изображение либурны на монетах разных периодов Римской империи (рис. 18, 19, 20, 21).

Рис. 18. Денарий. Римская империя, император Адриан, 117-138 гг.

Рис. 18. Денарий. Римская империя, император Адриан, 117-138 гг.

Рис. 19. Денарий. Римская империя, император Каракалла, 202  г.

Рис. 19. Денарий. Римская империя, император Каракалла, 202 г.

Рис.20. Антонинин. Римская империя, император Постум, 260-265 гг.

Рис.20. Антонинин. Римская империя, император Постум, 260-265 гг.

Рис.20. Антонинин. Римская империя, император Постум, 260-265 гг.

Рис.20. Антонинин. Римская империя, император Постум, 260-265 гг.

На современных монетах вышеуказанные смысловые роли изображений кораблей сохраняются, но происходит расширение их символики. Корабль рассматривается уже не только как символ торговли и демонстрации военной мощи государства, но и как символ установления международных отношений, как демонстрация достижений науки и куль‑ туры и даже как категория, отражающая чувственную и духовные сферы человеческой жизни.

Итальянский монетный двор в 2009 году выпустил две монеты (золотую и серебряную), посвященные 100‑летию получения Нобелевской премии по физике (за работы в области беспроволочного телеграфа) Гульельмо Маркони (рис.22, и 23). На основе его изобретений были разработаны такие современные технологии, как радио, телевидение, сотовая связь. В 1897 году Маркони осуществил передачу радиосигналов через Бристольский залив; а в 1901 году организовал первую радиосвязь через Атлантический океан. На аверсе монет изображен портрет Г. Маркони, на заднем плане – яхта «Elettra», которая была плавучей лабораторией ученого; на реверсе – первый итальянский радиоприемник с антенной и стилизованными радиоволнами. Таким образом, яхта «Elettra», изображенная на монетах, выступает как символ научных достижений человечества.

Рис.22.  10 евро. Италия, 2009, серебро

Рис.22.
10 евро. Италия, 2009, серебро

Рис.23. 20 евро. Италия, 2009, золото

Рис.23.
20 евро. Италия, 2009, золото

На современной испанской монете корабль отчеканен как символ установления дипломатических отношений между Востоком и Западом, в частности между Японией и Испанией (рис.24). Монета отчеканена по случаю 400‑летнего юбилея посольства Кэйте.

Рис. 24. 10 евро, Испания, 2013, серебро. Монета - «400 лет связей Япония — Испания». «Посольство Кэйтё»

Рис. 24. 10 евро, Испания, 2013, серебро. Монета – «400 лет связей Япония — Испания». «Посольство Кэйтё». портрет короля Испании Хуана Карлоса I

Рис. 24 портрет  посла миссии - самурая Хасэкура Цунэнага, молящегося перед распятием.

Рис. 24 портрет посла миссии – самурая Хасэкура Цунэнага, молящегося перед распятием.

В 1613 году в Испанию отправилось посольство, которое в истории известно как «Посольство Кэйте в Европу». Это была первая дипломатическая делегация Японии в Испанию официального характера. Возглавил миссию самурай Хасэкура Цунэнага, принявший в Мадриде христианство. Плавание к берегам Испании продолжалось целый год, миссия достигла пункта назначения только в 1614 году. Путешествие продолжалось 7 лет. Следующее посольство в Европу из Японии прибыло более 200 лет спустя, в 1862 году, а официальные дипломатические отношения между странами были налажены только в 1868 году. Во время встречи глав правительств обоих государств в сентябре 2010 года по случаю юбилея дипломатических отношений обе страны договорились о проведения Года Испании в Японии, и Года Японии в Испании (с июня 2013 по июль 2014 г.).

Интересны изображения кораблей на монетах как отражение феноменов культуры – литературы, искусства, – каждый из которых, в свою очередь, затрагивает мировоззренческую и эмоциональную сферы человека.

Например, монета «Айвазовский», отчеканенная по заказу Центрального банка Армении на Польском монетном дворе в рамках международной нумизматической программы «Всемирно известные художники» (рис. 25). На аверсе монеты изображен фрагмент картины «Шторм», на реверсе – портрет И. К. Айвазовского (Ованнеса Айвазяна) на фоне его картины «Чесменский бой». Интересна необычная прямоугольная с закруглениями по углам форма монеты, также привлекает внимание ее цветовое решение, передающее разнообразные оттенки моря.

Рис.25  100 драм. Армения, 2006, серебро.

Рис.25
100 драм. Армения, 2006, серебро.

Примечательно, что не только на монетах стран ближнего зарубежья, бывших территориях Российской империи и СССР, но в странах никак не связанных с историей России, появляются монеты с картинами Айвазовского. Например, среди монет Ганы мы находим изображение картины Айвазовского «Лунная ночь на Капри» (рис. 26). Здесь можно говорить о двойном произведении искусства – о самой картине и монете, изготовление которой требовало от специалистов монетного дела большого мастерства. Об этом свидетельствует очень маленький тираж монеты – всего 13 экземпляров.

Рис. 26 1 седи. Гана, 2014,  серебро/эмаль, тираж 13 экз.

Рис. 26
1 седи. Гана, 2014, серебро/эмаль, тираж 13 экз.

Таким образом, корабль на картинах Айвазовского, равно как и на монетах, является отражением не столько материальной, сколько чувственной сферы жизни человека, вызывая музыкальные и поэтические ассоциации.

Корабль является столь романтичным образом, что не мог не становиться важной частью произведений поэтов и писателей разных исторических периодов («Парус» Лермонтова, «Алые паруса» А. Грина, «Тайна двух океанов» Г. Адамова и др.). Одним из таких произведений является книга известного писателя и дипломата Чингиза Айтматова – «Белый пароход». По мотивам этого произведения на Монетном дворе Литвы по заказу Республики Кыргызстан была отчеканена серебряная монета (рис. 27). История литературного произведения повествует о мальчике‑сироте, который любил взбираться на гору и смотреть в бинокль деда на озеро Иссык‑Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, приплыть к пароходу и сказать своему отцу – матросу, которого никогда не видел: «Здравствуй, папа, я твой сын». Именно этот сюжет запечатлен на реверсе монеты. Таким образом, пароход выступает на этой монете не только как отражение творчества знаменитого писателя, но и как символ мечты ребенка.

Рис.27. 10 сом. Республика Кыргызстан, 2009,  серебро,   Монетный двор Литвы

Рис.27.
10 сом. Республика Кыргызстан, 2009, серебро,
Монетный двор Литвы

Следующая монета сочетает в себе разные культурные феномены: мифологию и скульптуру. На уникальных 5‑килограммовой серебряной и 10‑килограммовой золотой монетах Канады изображена скульптура канадского художника Билла Рейда «Дух Хайда Гвайи: черное каноэ» (рис. 28 и 29).

Рис.28.  500 долларов. Канада, 2012, серебро.  Вес- 5 кг.

Рис.28.
500 долларов. Канада, 2012, серебро.
Вес- 5 кг.

Рис.29.  100 000 долларов. Канада, 2011, золото. Вес – 10 кг.

Рис.29.
100 000 долларов. Канада, 2011, золото.
Вес – 10 кг.

Хайда – индейский народ в Канаде и США. Они славились изготовлением долбленок из красного кедра. Лодки вмещали до 40 человек и были важным предметом торговли, а значит, отражали одну из важных ценностей жизни этого народа, нашедших выражение в его культурном творчестве, а также в монетном деле современной Канады.

Скульптор Билл Рейд создал более 1500 выдающихся работ в традиции хайда. Скульптура, изображенная на этой монете, считается его шедевром (рис. 30). Сама статуя бронзовая, на ее изготовление ушло 5 лет. Высота статуи около 4 метров, вес –  4900 кг. Она представляет собой каменное каноэ из настоящего нефрита, в котором сидят люди, похожие на зверей, и экзотические звери, похожие на людей, –  главные персонажи мифологии хайда (Ворон, Орел, Мать‑мышь, Мать‑медведица, Вождь Килстлай и др.), отправившиеся на каноэ в очень Важное Путешествие, смысл и цель которого нам, непосвященным, неясны. Данная скульптура установлена в аэропорту Ванкувера как символ путешествия, а также в посольстве Канады в Вашингтоне. В широком смысле черное каноэ символизирует стремление к неизвестной, непознаваемой цели, т. е. выступает как своего рода философская категория.

Рис.29.  100 000 долларов. Канада, 2011, золото. Вес – 10 кг.

Рис.29.
100 000 долларов. Канада, 2011, золото.
Вес – 10 кг.

Еще более глубокий смысл придается кораблю как символу спасения. Таким корабль показан как на монетах древности, так и на современных монетах. На древних римских монетах часто изображался сюжет бегства Энея из Трои в Италию. Интересно содержание сюжета: Эней устремлен к кораблю, держа за руку своего сына Аскания и неся на своих плечах отца Анхиса. На монете представлена прора корабля (традиционно для античных монет). Подобный сюжет на монете можно назвать очень трогательным с точки зрения содержания и иллюстрации человеческих, семейных ценностей в противовес излюбленному «монетному сюжету» римлян – демонстрации государственно‑политической мощи.

На современных монетах корабль как символ спасения изображен на деньгах Беларуси как символ чуда, совершенного Николаем Чудотворцем, символ спасения людей – избавление корабля от потопления. На золотой монете номиналом 5000 рублей (рис. 31) и серебряной монете достоинством 500 рублей (рис. 32) изображен лик святого Николая Чудотворца и сцены его жития: рождение святителя, чудесное возвращение ковра, возвращение сына родителям, избавление корабля от потопления, спасение трех мужей от казни, явление иконы святителя Николая князю Дмитрию Донскому, перенесение мощей Николая Чудотворца. Изображение корабля – на аверсе монеты в верхней части справа.

Рис.31.  5000 рублей. Республика Беларусь, 2013, золото.

Рис.31.
5000 рублей. Республика Беларусь, 2013, золото.

Рис.32. 500 рублей. Республика Беларусь, 2013, серебро.

Рис.32.
500 рублей. Республика Беларусь, 2013, серебро.

Подводя итог, можно констатировать, что на современных монетах преобладает целостное изображение корабля, в то время как изображение проры встречается, но очень редко, только как подражание античным монетам (рис. 33). Некоторые традиции символики в изображении кораблей с древних монет перекочевали на современные: например, изображение корабля как символа торговли и политической мощи государства. Наряду с этим появились новые смысловые тенденции в изображении корабля на монетах: корабль как символ установления отношений между людьми, как отражение феноменов науки и культуры, как отражение важных компонентов эмоционально‑чувственной, духовной сфер жизни человека.

Рис.33 . 1 доллар. Виргинские острова, 2008,   медь-никель. Монета «Британия- владычица морей»

Рис.33 . 1 доллар. Виргинские острова, 2008,
медь-никель. Монета «Британия- владычица морей»

 

Литература:

  1. Айтматов Ч. Белый пароход. Собрание сочинений, т.2., М., 1983.
  2. Волков А. В.Загадки Финикии. М., 2004.
  3. Гурулева В.В. Образы и символы моря на монетах Древнего Рима //  Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог монет выставки / Государственный Эрмитаж. Спб, 2010.
  4. Иглтон К., Уильямс Д. Деньги. История цивилизаций. М., 2011.
  5. История Древней Греции / сост. Паневин К.В., Спб., 1999.
  6. История Японии / Под ред. А. Е. Жукова.М., 1998
  7. Латыш В.В. Античные монеты: иллюстрированный словарь. М., 2011.
  8. Мэттингли Г. Монеты Рима. М., 2005.
  9. Рыбина Е. А.Новгород и Ганза. М, 2009.
  10. Святитель Николай Чудотворец. М., 2010.
  11. Сюсаку Э. Самурай. М., 2002. 
  12. Храмов Ю. А.Маркони Гульельмо  // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. М., 1983.
  13. Шифман И. Ш.Финикийские мореходы. — М., 1965.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.