Морская тематика на монетах: истоки и современность

Федоркова Ирина Рудольфовна

 

Материал был опубликован в журнале «Золотой червонец», № 4/2014

 

Морская тематика на монетах в настоящее время является не самой популярной, но, несмотря на меньшую частоту ее использования по сравнению с символами государства и правителями, необходимо отметить особую роль морской тематики в истории денежного обращения в целом. Можно сказать, что морские образы находились у самых истоков монетного дела. Существует как минимум три аргумента в пользу этого тезиса, назовем их условно: «эгинская черепаха», «ракушки каури» и «римские корабли».

Рис.1. Дидрахма. Эгина, 431-404 гг. до н. э., серебро (из коллекции Эрмитажа)

Рис.1. Дидрахма. Эгина, 431-404 гг. до н. э., серебро
(из коллекции Эрмитажа)

Одна из первых монет (а именно – вторая, созданная вслед за лидийской) была отчеканена на греческом острове Эгина в VI–V вв. до н.э., и на ней была изображена морская черепаха (рис. 1). Черепаха стала гербом острова Эгина, монета с ее изображением была в обращении вплоть до римского завоевания. С образом черепахи связывали начало творения мира (образ Праокеана) и образ существа, поддерживающего Землю. Она являлась морским знаком, а также символом плодородия, долголетия, выносливости, надежности, мудрого молчания, самоуглубленности, защиты, безопасности (свой дом носит с собой). Все перечисленные качества, присущие черепахе, позволили представить ее в качестве спутницы богов – Аполлона, Афродиты, нимфы Хелоны, а также эталоном подражания для самих эгинян. Интересен исторический факт, свидетельствующий о том, что для эгинян черепаха была своего рода тотемом. После поражения эгинян в войне с Афинами (455 г. до н.э.) афиняне потребовали полного уничтожения морского флота Эгины – основы морской торговли островитян и их пиратского промысла. Совершив эту непростую для себя миссию, эгиняне начали чеканить на монетах сухопутную черепаху, тем самым, как – будто сказав миру: «Когда мы были сильны на море, мы были подобны морским черепахам, а теперь мы стали сухопутными, но все-таки не перестали быть «черепахами». Античная традиция изображения черепахи на монетах сохранилась и по сей день. На современных монетах разных стран мира – России, Литвы, Новой Зеландии, Фиджи, Польши, Соломоновых островов, Тувалу, ЮАР, Бермудских островов, Ганы и др. – представлено это морское животное (рис.2). Интересным является факт, что черепаха в основном изображается на монетах не регулярного чекана, а на памятных, коллекционных монетах, изготовленных небольшим тиражом из драгоценных металлов. Это может свидетельствовать о том, что неосознанное почитание черепахи как особого животного передалось от древних людей нашим современникам и, кроме того, морская черепаха относится к категории исчезающих животных, требующих особого внимания к его сохранению. На российской монете черепаха, например, отчеканена в рамках серии монет «Красная книга».

Рис.2. Изображения черепахи на современных монетах

Рис.2. Изображения черепахи на современных монетах

Второй аргумент в пользу важности морской тематики в истории денежного обращения связан со знаменитыми раковинами каури, которые являлись универсальной, международной валютой (в том числе использовались как платежное средство и в Древней Руси) (рис. 3).

Каури - мировая валюта и самые долговечные деньги

Каури – мировая валюта и самые долговечные деньги


Они явились «денежным долгожителем», будучи в обращении практически 3500 лет. Их применение началось еще до нашей эры и закончилось в начале XX века. Такое долгожительство объясняется важными качествами раковин: они хорошо хранятся, легко делятся, удобны при транспортировке, и их невозможно подделать. О том, что каури сыграли определяющую роль в становлении системы денежного обращения, свидетельствует тот факт, что китайский иероглиф «Бэй» обозначает одновременно и раковину каури, и используется как обобщенный термин для наименования денег. Историческая роль каури нашла отражение и в современной нумизматике: образ ракушки запечатлен на монете Ганы в 1979 году, а в Гвинее в течение 15 лет, с 1971 по 1986 год, даже существовала такая денежная единица – каури (рис.4).

Рис. 4. 50 каури. Гвинея, 1971, алюминий(1971-1986 гг.)

Рис. 4. 50 каури. Гвинея, 1971, алюминий (1971-1986 гг.)

Третий аргумент в качестве обоснования важности морской тематики для создания первых монет связан с римской легендой о кораблях, монетах и их общих создателях. Римляне считали, что изобретением монеты они были обязаны Янусу или, по другой версии, Сатурну. Оба эти божества, так или иначе, были связаны с морской тематикой, так как оба прибыли в Италию на кораблях: Янус – объехав до этого всю Землю, а Сатурн – будучи изгнан своим сыном Юпитером. Янус, который покровительствовал изобретательству, научил людей кораблестроению. Вследствие этого на аверсе монет изображался Янус или Сатурн, а на реверсе – атрибут корабля: кормовая его часть – прора. Римский философ Макробий объединил обе версии о происхождении первых римских монет, полагая, что они были выбиты Янусом в честь Сатурна. С этими монетами связан обычай римлян подбрасывать монету и загадывать: «capita aut navia?» (голова или корабль, подобно русскому: «орел или решка?» (рис. 5–6).

Рис.5. Асс. Римская республика, 189-190 г. до н.э, анонимный выпуск, медь.Аверс: голова Янусареверс: прора корабля

Рис.5. Асс. Римская республика, 189-190 г. до н.э, анонимный выпуск, медь. Аверс: голова Януса; реверс: прора корабля

Рис.6. Семис. Римская республика, после 211 г. до н.э., анонимный выпуск, бронза. Аверс: голова Сатурнареверс: прора корабля

Рис.6. Семис. Римская республика, после 211 г. до н.э., анонимный выпуск, бронза.
Аверс: голова Сатурна; реверс: прора корабля

Изображения на монетах чеканились не случайно, существовал определенный смысл в их появлении. В научной литературе описаны три подхода к формированию изображений на античных монетах: религиозный, коммерческий, государственный.

Суть религиозного подхода заключается в том, что на монетах изображались наиболее почитаемые в данной местности боги и их атрибутика. В современной историографии существует мнение о том, что образы богов на античных монетах представляли собой своего рода печати храмов, которые выполняли в те далекие времена роль хранилищ денег. Кроме того, образы богов на монетах выполняли еще одну важную функцию – охранительную – они призваны были остановить фальшивомонетчиков, вселить в них страх против порчи монет (спил и т. д.), так как посягнуть на образ бога считалось недопустимым.

Самым популярным морским богом, образ которого был отчеканен на монетах 72 городов Древнего мира, был Посейдон – брат Зевса, бог, управляющий морской стихией. Интересным является тот факт, что Посейдон иногда изображался на монетах вместе с членами своей семьи – супругой Амфитритой и сыном Тритоном, что косвенно может свидетельствовать о важности семейных ценностей для греков (рис 7).

рис.7. Драхма. Бруттий (Аппенинский п-ов), 221-201 гг. до н.э., золото

рис.7. Драхма. Бруттий (Аппенинский п-ов), 221-201 гг. до н.э., золото

На представленной в иллюстрациях монете Амфитрита сидит верхом на царе рыб – гиппокампе – морском коне с рыбьим хвостом. Амфитрита была нереидой, дочерью морского царя Нерея и океаниды Дориды. Нерей – один из наиболее почитаемых водяных богов: добрый, мудрый, справедливый, олицетворение спокойной морской глубины, живущий в гроте на глубине моря в обществе своих дочерей, но его изображений на монетах не обнаружено. Также не найдено изображений другого морского бога – Океана, дающего начало всем рекам, почитаемого греками как престарелого родителя, не участвовавшего в битве титанов против Зевса, за что и снискавшего особое уважение. Итак, морских богов было много, но не всех изображали на монетах. Почему? Можно предположить, что это связано с психологическими характеристиками самих богов. Нерей и Океан – олицетворение спокойного моря, образа мудрых родителей, а Посейдон – олицетворение бушующего, неспокойного моря, своим трезубцем вызывающего бури, разбивающего скалы, убивающего царей, героев и даже целые народы (флегиев). Именно от Посейдона зависело благополучие морского путешествия, поэтому его опасались и пытались умилостивить, изображая на монетах. Отличительные черты Посейдона – властность и несокрушимая сила, вероятно, поэтому скала, на которую он опирается, похожа на маленький камень. Такое изображение можно увидеть на двух разных монетах: одна из них отчеканена в Македонском царстве, а вторая –  в Риме, разница во времени их чеканки практически 500 лет, но видна преемственность – изображения практически идентичны (рис. 8–9).

Рис.8. «Посейдон» Тетрадрахма. Македонское царство (Деметрий I Полиоркет) –336-283 гг. до. н.э.

Рис.8. «Посейдон» Тетрадрахма. Македонское царство (Деметрий I Полиоркет) – 336-283 гг. до. н.э.

Рис.9. «Нептун» Денарий. Римская республика (Луций Септимий Север ) – 146 – 211 гг.

Рис.9.
«Нептун»
Денарий. Римская республика
(Луций Септимий Север ) –
146 – 211 гг.

Интересно, что образ Посейдона использовался на греческих монетах и в XX веке, хотя богов уже практически перестали изображать. Посейдон оказался одним из самых «живучих» богов, и монета 20 греческих драхм 1930 года является подтверждением этого феномена (рис. 10 б).

Рис. 10 а.Тетрадрахма. Македонское царство. Деметрий I Полиоркет (336-283 гг. до н.э.). Серебро.

Рис. 10 а. Тетрадрахма. Македонское царство. Деметрий I Полиоркет (336-283 гг. до н.э.). Серебро.

Рис. 10 б. 20 драхм. Греция, 1930. Серебро

Рис. 10 б.
20 драхм. Греция, 1930. Серебро

Еще одно речное божество – нимфа Аретуза. Ее изображение чеканилось на большей части монет города Сиракузы, одной из первых греческих колоний на острове Сицилия (рис. 11). По легенде Аретуза скрывалась от полюбившего ее бога Алфея и при помощи Артемиды, открывшей ей проход под морем, вышла на поверхность земли в виде родника у острова Сиракузы. На монете речная нимфа Аретуза изображена в окружении дельфинов, тем самым подчеркивается природный парадокс: пресная вода источника окружена соленой морской водой. Конечно, для сиракузцев источник пресной воды представлял огромную ценность, поэтому Аретуза изображена практически на всех их монетах.

Рис.11. Тетрадрахма. Сиракузы, Сицилия. 350-310 гг. до н.э. Серебро. Речная нимфа Аретуза

Рис.11. Тетрадрахма. Сиракузы, Сицилия. 350-310 гг. до н.э. Серебро. Речная нимфа Аретуза

Еще один морской бог – Тарент (Тарас – в переводе «беспокойный, бунтовщик, смутьян») – сын Посейдона и нимфы Сатирион (рис. 12). Это божественный основатель и покровитель итальянского города Тарент (греческой колонии в области Калабрия). Изображен Тарент в виде юноши, сидящего верхом на дельфине. По другой версии, это – основатель Тарента – Филант Спартанский. В любом случае этот образ настолько часто использовался на монетах, что можно говорить о нем как о гербе города.

Рис.11. Тетрадрахма. Сиракузы, Сицилия. 350-310 гг. до н.э. Серебро. Речная нимфа Аретуза

Рис.11. Тетрадрахма. Сиракузы, Сицилия. 350-310 гг. до н.э. Серебро. Речная нимфа Аретуза

Тематика изображения морских богов нашла отражение и на современных монетах. В коллекции Музея денег есть интересная монета с изображением бога Меркурия – покровителя торговли и путешествий (рис. 13).

Рис.13. 50 долларов, Польша (по заказу о-ва Ниуэ), 2013, серебро, золото. «FORTUNA  REDUX» («Возвращение фортуны»). Из коллекции Музея денег

Рис.13. 50 долларов, Польша (по заказу о-ва Ниуэ), 2013, серебро, золото. «FORTUNA REDUX» («Возвращение фортуны»). Из коллекции Музея денег

Данная монета была представлена на конкурсе «Монетное созвездие-2014» и стала одним из победителей. На аверсе монеты «Возвращение фортуны» на первом плане изображен бог торговли Меркурий (Гермес), часто чеканившийся на древних римских монетах. Правая рука поднята вверх, в левой руке он держит магический жезл – кадуцей (символ взаимопонимания и успешных переговоров). На древних римских монетах изображение молодого Меркурия часто сопровождалось словами «FORTUNA REDUX», которые обозначают счастливое возвращение из путешествия или удачное завершение сделки. Современная монета имеет такую же легенду, возможно, она призвана напомнить потомкам об опыте ведения удачной торговли и организации морских путешествий их предками, а может быть призвана стать символом успешности современных предпринимателей. На монете также присутствуют атрибуты мифических торговых путешествий Меркурия: фрагмент карты мира, корабля, розы ветров и ног с крыльями.

Сущность коммерческого подхода к формированию изображений на монетах связана с тем, что на монетах размещались образы тех предметов, которые ранее служили отдельному народу товарными деньгами или являлись основным источником дохода жителей той или иной местности. Впоследствии эти образы, в том числе и морские животные, становились гербами городов (например, тунец, краб). Поскольку изображения аверса могли совпадать, так как на территориях разных городов почитались одни и те же боги, роль реверса становилась особой – опознавательной, и чаще всего именно на нем изображалась эмблема, герб города. Таким образом, изображения на аверсах античных монет исполняли, прежде всего, охранительную функцию, а реверсов – опознавательную.

Например, краб был в древние времена гербом греческого острова Кос (рис. 14).

Рис.14. Тетрадрахма. Остров Кос, 480-470 гг. до н.э.

Рис.14. Тетрадрахма. Остров Кос, 480-470 гг. до н.э.

Это яркий пример коммерческого подхода к формированию образа на монетах. Крабов в данной местности было бесчисленное количество, они являлись предметом основного промысла жителей. Происхождение названия самого острова также связывают со словом «краб». Кос – «крабовый остров». На всех монетах острова Кос краб использовался в качестве эмблемы, его изображали на реверсе. Традиция изображения краба на монетах сохранилась по сей день. Многие современные морские государства изображают его на своих монетах, например Мальта, Гернси, Вануату, Исландия, Украина (рис. 15).

Рис.15. Изображение краба на современных монетах

Рис.15. Изображение краба на современных монетах

Интересна история монет древнегреческого города Кизик – электровых статеров (рис 16). Город Кизик, располагавшийся на территории Малой Азии, находился на острове Арктонис на пересечении морских путей, связывающих Эгейское и Черное моря. Именно здесь проходили пути сезонных миграций тунца, который являлся предметом промысла местного населения. Кизикины играли важную роль в денежном обращении Причерноморья и всей Греции с VI до IV века до н.э. (500–350 гг.), выступая в качестве международной валюты. Интересны исторические факты, свидетельствующие об особой роли кизикинов в международной торговле. Персидские цари, захватив Кизик, несмотря на наличие собственных золотых монет, не препятствовали чеканке кизикинов. Впоследствии Афины, завоевавшие Кизик и стремившиеся устранить повсюду конкурентов своим «совам», также не тронули кизикины и, более того, сделали Кизик филиалом Афинского монетного двора. Курс обмена был таков: 1 кизикин равнялся 27 афинским драхмам. Эти монеты на протяжении 200 лет практически не меняли внешний облик, их вес был устойчив. Особенностью этих монет было разнообразие сюжетов: существовало 250 их разновидностей, в качестве основных героев выступали боги и животные. Среди богов и героев предпочтение отдавали Гераклу и Афине, но также изображали Зевса, Аполлона, Деметру, Гелиоса, Европу, Пана, Гермеса, Афродиту, Ореста, Персея и других. Самыми популярными для изображения на монетах животными были медведь, лисица и лев. Часто использовались образы пантеры, волка, барана, козла, кабана, собаки, орла, быка, лошади. Но главной особенностью кизикинов являлось то, что на всех без исключения монетах изображался тунец. Изначально на самых первых кизикинах изображался только тунец – на аверсе, при этом не весь тунец, а только его голова или хвост, а на реверсе была печать в виде квадрата, состоящего из 4 секций. Впоследствии появляются другие сюжеты, и тунец начинает играть дополнительную роль, тем не менее оставаясь на монетах. Как правило, его помещали под портретом божества, а если тунец был изображен в композиции с животными, то животные либо стояли на тунце, либо держали его в лапах, либо кусали за хвост (как лисица).

Рис.16. Статеры (кизикины). Кизик, 406-405 гг. до н.э., электр

Рис.16. Статеры (кизикины). Кизик, 406-405 гг. до н.э., электр

Некоторые современные государства мира, например Хорватия и Острова Кука, продолжают традицию изображения тунца на монетах (рис. 17).

Рис.17. Изображение тунца на современных монетах

Рис.17. Изображение тунца на современных монетах. Слева: 10 центов. Остров Кука, 2010, медь-никель.  Справа: 2 куны. Хорватия, 2007, медь-никель-цинк

Государственный подход к формированию образов на монетах впервые продемонстрировали римские императоры, которые приказали чеканить свои профили на аверсах монет, заменив тем самым образы богов. Целью этого шага являлась демонстрация силы своей власти, легитимности государства и узнаваемость императора для подвластного населения. Но иногда правители «вспоминали» о почитаемых морских богах и размещали их образы на монетах наряду со своими. Например, македонский царь Деметрий Полиоркет часто изображал на своих монетах Посейдона: и сидящим, и стоящим, и замахивающимся трезубцем. На представленной иллюстрации монеты (рис.10 а) мы видим Посейдона воинственного, это отличает ее от других монет, на которых бог изображен вполне мирным, опирающимся на гору (рис.8). Вероятно, данная монета отчеканена в память о победе Деметрия над египетским флотом Птолемея в битве у Саламина на Кипре. На этой монете, вопреки уже сложившимся правилам, отсутствует профиль царя, а вместо него изображена прора корабля (его кормовая часть), на которой стоит победно трубящая богиня Ника.

Обозначенные три подхода были характерны для всех типов изображений на монетах античного мира, но они напрямую относятся и к формированию морской тематики. Например, на монетах Древней Греции морские образы преимущественно носили религиозный и коммерческий характер, а на монетах Древнего Рима – государственный и религиозный. Современные монеты отличаются тем, что изображения языческих морских божеств канули в Лету (крайне редко встречаются изображения Посейдона, Нептуна и Меркурия). Можно констатировать, что религиозный подход к формированию монет утратил свою значимость, а государственный, напротив, приобрел доминирующее значение. В то же время необходимо отметить, что многие морские образы, используемые на монетах в древние времена, перекочевали и на современные монеты. Времена меняются, а важные традиции и образы остаются.

 

Литература:

  1. Быков А.А. Монеты Китая. М., 2012.
  2. Гурулева В.В. Образы и символы моря на монетах Древнего Рима //  Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог монет выставки / Государственный Эрмитаж. Спб, 2010.
  3. Зограф А.Н. Античные монеты. М., 1951.
  4. История Древней Греции / сост. Паневин К.В., Спб., 1999.
  5. Королев К., Лактионов А. Античная мифология. Энциклопедия. М., 2004.
  6. Королев К. Энциклопедия символов. М, Спб, 2003.
  7. Котерелл А. Мифология. Энциклопедический словарь. Минск, 1998.
  8. Кувшинова Е.А. Морская тематика на древнегреческих монетах //  Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог монет выставки / Государственный Эрмитаж. Спб, 2010.
  9. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.
  10. Лосев А. Источники античного символизма и мифологии. М., 1930.
  11. Мифологический словарь. М., 1990.
  12. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Т.1. Древняя Греция. М., 2004.
  13. Памятные и инвестиционные монеты России, 1832-2007: Каталог-справочник. М., 2007
  14. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. М., 2011
  15. Станиславский И.М. Кизикины и их стоимость. М., 2000.
  16. Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь. М., 2006.
  17. Щукин Ю.Ю. Политическая история Эгины (вторая половина VI – V вв. до н.э.). Авт. Дисс к.и.н. Тула, 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.