Морские образы на монетах: греческий романтизм, римский прагматизм и современный эстетизм

Федоркова Ирина Рудольфовна

 

Материал был опубликован в журнале «Золотой червонец», № 1/2015

 

Морские образы на монетах весьма разнообразны и различаются по своему характеру. Например, в Древней Греции, где господствующим к формированию образов на монетах был религиозный и коммерческий подходы, в основном изображали олимпийских богов как носителей власти и духовных ценностей, а также морских обитателей – символов городов, которые часто становились таковыми в силу своих позитивных психологических характеристик (например, мудрая черепаха). В Древнем Риме, где государственно-политический подход был доминирующим, предпочитали изображать императоров как носителей силы и власти, а также те образы, которые должны были засвидетельствовать реальные достижения государства; среди морских образов это, например, – порты, маяки, мосты. Именно в Риме впервые на монетах появились морские инженерные сооружения как предмет особой гордости императоров, отражение государственной мощи. В целом древнегреческий подход больше соответствовал духу романтизма, при котором самоценностью являлась духовно-творческая, внутренняя жизнь личности, а древнеримский подход – прагматизму, при котором в качестве самоценности выступало получение практически-полезного результата во всех сферах жизни.

Дельфины

Рассмотрим некоторые из образов, предприняв попытку объяснить смысл и значение их использования. Анализ образов морских животных на древнегреческих монетах позволил выявить их категории в связи с разной частотой использования. Некоторые животные отражали частные, локальные интересы жителей отдельных городов, – например, черепаха как тотемное животное являлась «визитной карточкой» монет острова Эгина, а тунец и краб в качестве промысловых животных стали соответственно эмблемами монет Кизика и острова Кос.

В то же время дельфин играл особую роль в греческой нумизматике, так как встречался на монетах разных городов-государств, являлся своего рода общим, универсальным символом. Для древних греков образ дельфина был также привычен и традиционен, как для россиян изображение орла.

Дельфин никогда не трактовался как «царь» морских обитателей, но именно он в древние времена стал общепринятой эмблемой моря и продолжает оставаться таковым и в настоящее время. Почему?

Во-первых, для древних греков дельфин являлся спутником богов. По легендам он оказал Посейдону неоценимую услугу, отыскав спрятавшуюся от бога нимфу Амфитриту; сына Посейдона – Тарента – дельфин спас после кораблекрушения, Афродиту из волн морских доставил на берег, а Аполлон, являясь покровителем мореплавания, по мнению древних греков, сам превращался в дельфина и вел корабли моряков нужным курсом. Таким образом, дельфин был не просто спутником богов, но и образом для перевоплощения богов, то есть сам становился богоподобным.

Во-вторых, такое почитание дельфина древними и современными людьми, на мой взгляд, связано с тем фактом, что ему приписывается гармоничное соединение «ума» (интеллекта) и «сердца» (дружелюбие, отзывчивость) в сочетании с хорошими практическими навыками. Для человека такая комбинация качеств представляется идеальной: умный, добрый, ловкий и умелый. Многочисленные научные исследования современных зоопсихологов подтверждают особую интеллектуальную организацию этих животных, а использование их в качестве своего рода «врачей» – анималотерапевтов подтверждают их способность благотворно воздействовать на психику человека, стабилизировать его психоэмоциональное состояние: умиротворять, успокаивать нервную систему; после общения с дельфинами люди начинают нестандартно мыслить, быстро находить выход из кризисной ситуации.

Дельфин являлся символом целого ряда важных сторон и характеристик жизнедеятельности. Например, он являлся символом скорости (так как считался самым быстрым морским животным); символом надежности, предусмотрительности (так как, несмотря на скорость, способен вовремя остановиться); символом дружелюбия по отношению к человеку (так как часто помогал рыбакам загонять в сети рыбу); символом навигации (так как его поведение в ситуации смены погоды определяло действия моряков: когда погода изменяется к худшему, дельфин уходит на глубину). Дельфин с древних времен рассматривался как символ спасения – он не раз спасал утопающих людей – и даже как символ искупления вины. По легенде пираты захватили в плен Диониса, и в наказание за это он превратил их в дельфинов, впоследствии разбойники раскаялись и стали помогать тем, кто терпит бедствия на воде. Дельфин также являлся символом радости, праздника – вплоть до позднего средневековья масляные светильники изготавливались в форме дельфинов.

В коллекции Музея денег представлены уникальные монеты-дельфины, использовавшиеся в качестве денежной единицы в самой северной Причерноморской колонии греков – Ольвии – в период с 550–525 гг. до н.э. и вплоть до 1 века н.э. (рис. 1) Город располагался с VI в. до н.э. до IV в. н.э. на территории нынешней Украины в районе современного города Николаев. В переводе с греческого языка «Ольвия» означает «счастливая, богатая» и город был так назван неслучайно, так как являлся крупным процветающим торговым центром, что и вызвало необходимость раннего использования символических денег как атрибутов торговли. Первоначально бронзовые фигурки дельфинов применялись в ритуальных целях в дни весенних праздников – Дельфиний, во время которых ольвийцы прославляли Аполлона за возобновление прерываемого на зиму мореплавания. Далее – с 550–400-е гг. до н.э. – фигурки дельфинов стали использоваться как примитивная валюта в расчетах между поселенцами, а с 430 г. до н.э. их выпуск был взят под контроль государством, в результате чего монеты стали плоскими, а на оборотной стороне появились надписи.

Рис.1.    1/25 обола. Ольвия,  440-360 гг. до н.э., бронза (из коллекции Музея денег)

Рис.1. 1/25 обола. Ольвия, 440-360 гг. до н.э., бронза (из коллекции Музея денег)

На античных монетах дельфины изображались по-разному: два дельфина, плывущие в противоположные стороны, олицетворяли двойственность его природы – скорость и спокойствие; два дельфина, плывущие рядом – олицетворение «золотой середины» – уравновешенность.

На современных монетах дельфины по-прежнему представлены и даже сохранились типичные античные формы их изображения – два дельфина плывут в противоположные стороны на монете Польши (рис. 2), два дельфина плывут в одну сторону на монете Исландии (рис. 3). На греческой монете второй половины XX в. два дельфина изображены рядом с традиционным атрибутом бога Посейдона – трезубцем, они с двух сторон окружают его, и тем самым будто обрамляют силу власти силой своего разума и доброты, и в этом гармоничном соединении, ведущую роль, как мне представляется, играют именно дельфины (рис. 4).

Рис. 2.   2 злотых. Польша, 2004,  латунь

Рис. 2. 2 злотых. Польша, 2004, латунь

Рис.3. 5 крон. Исландия, 2008, сталь с никелевым покрытием

Рис.3. 5 крон. Исландия, 2008, сталь с никелевым покрытием

Рис.4.  10 лепт. Греция, 1973, алюминий (единственный год чекана) Аверс: Птица Феникс; реверс: трезубец и два дельфина

Рис.4. 10 лепт. Греция, 1973, алюминий (единственный год чекана) Аверс: Птица Феникс; реверс: трезубец и два дельфина

На древнеримских монетах морские животные изображались крайне редко, только если могли быть включены в политический контекст. Таким животным был дельфин. Образ дельфина и здесь проявил свою универсальность, других морских животных римляне на своих монетах не чеканили. Интересное изображение дельфина мы видим на римской монете периода правления императора Веспасиана (рис. 5). На этой монете сразу два морских символа: дельфин и якорь. Изображение дельфина и якоря символизирует рассудительность, осторожность, надежность, уравновешивание двух противоположных тенденций: скорости и покоя, стремительного движения и стояния на месте. Якорь и обвивающийся вокруг него дельфин ассоциируются с девизом первого римского императора Октавиана Августа: «Festina lente», что переводится с латыни как «Поспешай медленно».

Рис.5.  Денарий.  Римская империя, 39-81 гг. Аверс: профильный портрет императора Веспасиана; реверс: дельфин, обвивающий якорь

Рис.5. Денарий. Римская империя, 39-81 гг.
Аверс: профильный портрет императора Веспасиана; реверс: дельфин, обвивающий якорь

Интересен следующий исторический факт, связанный с этим знаком в период средневековья: он использовался в Венеции (XV в.) как эмблема типографии знаменитого итальянского гуманиста Альдо Мануция (1449– 1515 гг.), особенно известного в качестве издателя древнегреческой литературы (рис. 6).

Рис.6. Эмблема типографии венецианского книгоиздателя Альдо Мануция (1449-1515 гг.) – дельфин, обвивающийся вокруг якоря

Рис.6. Эмблема типографии венецианского книгоиздателя Альдо Мануция (1449-1515 гг.) – дельфин, обвивающийся вокруг якоря

Оригинальное сочетание образов якоря и дельфина в комбинации с другими символами присутствует в проекте геральдики современного Черноморского флота России: два адмиралтейских якоря держит в своих лапах двуглавый орел – символ государства, а дельфин, обвивается вокруг офицерского кортика. По замыслу авторов проекта, дельфин является символом мудрости и силы; кортик символизирует исполнение воинского долга, защиту, готовность к военным испытаниям; в то время как в сочетании – дельфин, обвивающийся вокруг кортика – символизирует отвагу и готовность к самопожертвованию (рис.7).

Рис. 7. Проект геральдического знака Черноморского флота

Рис. 7. Проект геральдического знака Черноморского флота

Поскольку дельфина также можно считать символом любви (вспомним Посейдона и Амфитриту, которым он помог создать семью), на современной серебряной монете Тувалу дельфины образуют форму сердца (рис. 8). В очередной раз можно убедиться в истинности мудрого народного высказывания о том, что «новое – это хорошо забытое старое». Со временем древнегреческая традиция чеканить образы морских животных на монетах, несмотря на некоторое ее забвение (например, в древнеримский период), все-таки возобновилась, – и черепаха, и краб, и тунец и дельфин изображаются на современных монетах разных стран мира: России, Украины, Австралии, Фиджи, Хорватии, Гернси, Мальты, Исландии и других.

Рис. 8. 50 центов. Тувалу, 2013, серебро

Рис. 8. 50 центов. Тувалу, 2013, серебро

 

Инженерные сооружения на монетах

 

Одним из нововведений, характерных для морской тематики древнеримских монет стало появление на них образов инженерных сооружений, которые имели важное стратегическое значение: портов, маяков, мостов. Например, на монете римского императора Нерона впервые был представлен необычный ракурс гавани с высоты птичьего полета (рис.9).

Рис.9. Сестерций. Римская империя, Лугдунум, 54-68 гг., медь (император Нерон). Остия – порт в Древнем Риме (вид сверху)

Рис.9. Сестерций. Римская империя, Лугдунум, 54-68 гг., медь (император Нерон). Остия – порт в Древнем Риме (вид сверху)

На этой монете представлен практически весь спектр морских образов: и боги, и инженерные сооружения, и корабли. Необходимость строительства города-порта на Тирренском море было обусловлено значительной удаленностью Рима от моря, что, безусловно, являлось большим недостатком этого великого города. Многие императоры рассматривали проект строительства города порта: и Юлий Цезарь, и Октавиан Август, но вследствие дорогой стоимости проекта, не решились начать его реализацию. Строительство порта в Остии начал император Клавдий, а завершил его приемный сын – Нерон. После реализации столь значимого проекта, Нерон решил отчеканить памятную монету в честь этого события. Время показало, что Остия стала ненадежным портом. Тацит сообщал, что в 62 году во время шторма затонуло 200 судов, стоявших на якоре в порту, и в связи с этим в период правления Траяна порт был существенно реконструирован, но в момент завершения его строительства Нерон, безусловно, праздновал победу.

На этой редкой монете в центре изображено восемь кораблей: от больших коммерческих до маленьких транспортных. Вверху – маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром, внизу – возлежащая влево фигура Тибра с корабельным рулем и дельфином. По преданию в реке Альбула утонул царь Тиберин Сильвий, девятый царь Альба Лонги, древнего латинского города недалеко от Рима. Река была переименована в его честь – Тибр. Юпитер сделал Тиберина Сильвия богом и покровителем-духом реки. К этой легенде восходит традиция изображения великой реки в виде сильного полулежащего бога-мужчины со струящейся из его волос и бороды водой. В левой части монеты полумесяцем изображен пирс с портиком, а в правой – полумесяцем изображена линия волнорезов.

Изображение портов на монетах не носит массовый характер, но некоторые интересные примеры стоит рассмотреть. В XVIII веке в Шотландии был выпущен токен (суррогатный денежный знак). Он был отчеканен, вероятно, владельцем лавки Джоном Уайтом для покупки товаров именно в его лавке (о чем свидетельствует надпись в легенде: «Подлежит оплате в доме Джона Уайта. Киркгейт, Лит».) (рис. 10).

Рис. 10. ½ пении (токен). Великобритания, Шотландия, Лит, 1796, бронза. Порт Лит. Из коллекции Музея денег

Рис. 10. ½ пении (токен). Великобритания, Шотландия, Лит, 1796, бронза. Порт Лит. Из коллекции Музея денег

Этот токен включен в коллекцию Музея денег и условно назван «Успех в порту Лит» в соответствии с одноименной надписью на монете. Лит – в прошлом являлся небольшим самостоятельным портовым городом в Шотландии, ставшим с 1920 года северным районом Эдинбурга (ранее, в 1560 году ему пришлось выдержать нападение и осаду шотландцев и союзных с ними в ту пору англичан). На аверсе монеты – корабль и парусная лодка на фоне порта Лит, над стеной которого возвышается флаг. На реверсе изображена аллегорическая фигура – сидящая женщина, держащая в одной руке копье, в другой – весы, за ее спиной – чертополох, а перед ней – бочонки с джином и чаем. Очевидно, что аверс играет роль своего рода рекламы и в соответствии с надписью и присутствующими образами «говорит» нам: «В порту Лит вас ждет успех, можно приобрести много хороших товаров, например, джин и чай». Поскольку Лит являлся портовым городом, возможно, реклама была рассчитана на моряков, для которых «ходовыми» товарами как раз и являлись джин и чай. При этом хозяева токена и лавки сообщают дополнительно посредством символа правосудия – женщины с копьем и весами, что «вас не обманут» и чертополох – символ Шотландии – тоже тому порука.

В связи с обозначенной темой интерес представляет современная монета номиналом 20 евро – «Бриганциум» – отчеканенная в Австрии в 2012 году по мотивам римской истории (рис.11). На территории современного австрийского города Брегенц после захвата этой территории римлянами в IV веке был построен порт Бриганциум, названный «Рим на Дунае». Вероятно, здесь спустя годы после строительства порта в Остии также реализовывалась мечта Рима иметь свой город-порт. Этот порт был обнаружен всего 40 лет назад в ходе земляных работ и последующих раскопок археологов. На аверсе монеты изображен портрет императора Валентиниана (364–375 гг.), на берегу озера видны городские постройки. На переднем плане изображена рука, держащая раковину, как символ моря, возможно, как символ торговли (раковины каури выступали в качестве товарных денег практически во всех уголках земного шара в течение многих веков); на реверсе изображен порт, в котором пришвартовано пустое судно и отчаливает римский боевой корабль.

Рис. 11. 20 евро, Австрия, 2012, серебро (император Флавий Валентиниан). Порт Бриганциум.

Рис. 11. 20 евро, Австрия, 2012, серебро (император Флавий Валентиниан). Порт Бриганциум.

Оригинальная монета XX века – «город-порт Мурманск» – была отчеканена на острове Ниуэ по заказу Сбербанка в честь 75-летнего юбилея Мурманской области (рис. 12). На аверсе изображен портрет Елизаветы II, а на реверсе – российский корабль в порту города Мурманска на фоне северного сияния, при этом на переднем плане возвышается памятник советскому солдату – освободителю. Эта монета, конечно, не предназначена для обращения, но, безусловно, может стать интересным экземпляром в коллекции любого нумизмата. Кроме всего прочего, монета изготовлена с использованием современных технологий – серебра в сочетании с эмалью.

Рис. 12. 1 доллар. О-в Ниуэ, 2013, серебро, эмаль. Город-порт Мурманск. Из коллекции Музея денег

Рис. 12. 1 доллар. О-в Ниуэ, 2013, серебро, эмаль. Город-порт Мурманск. Из коллекции Музея денег

Еще на одной современной многоцветной монете изображен порт. Это античный порт Мандраки, который в течение 2500 лет является главной гаванью острова Родос. Монета отчеканена на острове Палау в рамках серии «Семь чудес света» (рис.13.). В наши дни у входа в порт можно увидеть две каменные колонны, на которых возвышаются бронзовые статуи оленей – символы Родоса (рис. 14.). Согласно преданию, в античные времена вместо оленей на этих колоннах возвышалась знаменитая статуя Колосса Родосского – древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Эта статуя наряду с Пирамидой Хеопса, Храмом Артемиды в Эфесе, Статуей Зевса в Олимпии, Мавзолеем в Галикарнасе и Александрийским маяком была признана древнегреческими писателями одним из Семи чудес света.

slayd13

Грандиозный монумент высотой 36 метров, сооруженный известным античным скульптором и архитектором Харесом, являлся настоящим произведением искусства и был виден даже с ближайших островов. Статую создавали в течение 12 лет, интересна сама легенда ее возникновения, связанная с Деметрием Полиоркетом и осадой острова Родос. Деметрий Полиоркет (который, кстати, часто изображал на своих монетах морские образы, а именно Посейдона с трезубцем) был сыном Антигона – одного из сподвижников Александра Македонского, разделивших после смерти великого полководца его земли на сферы влияния и воевавших между собой за возможность властвовать на этих территориях. Деметрий, в свою очередь, пытался возродить расчлененную анатолийскую империю своего отца. Прозвище «Полиоркет» означает «осаждающий город», так Деметрий был назван именно за осаду острова Родос. При штурме крепости он использовал гигантскую осадную машину (высота башни – 30 м., длина тарана – 60 м.), которую приводили в действие 1000 воинов. Осада окончилась неудачей для Полиоркета. В память об избавлении от нашествия врагов, родоссцы создали знаменитую статую Колосса на деньги, вырученные после продажи на лом осадной техники, брошенной Деметрием Полиоркетом.

Колосс Родосский был так велик, что по легенде корабли, входя в гавань, проплывали между его ног. Колосс существовал недолго, всего 56 лет, но память о нем не утрачена через тысячелетия. В период с 222–225 гг. до н.э. в результате сильного землетрясения статуя была разрушена, а ее обломки пролежали на острове более тысячи лет. Местные жители и путешественники развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, но это не всем удавалось сделать. В 997 году Родос завоевали арабы, которые, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи одному из заморских купцов. Купец, организовав караван из 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял? Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так, как он изображен на монете Палау (рис. 13). Но любознательные исследователи произвели математические расчеты, которые позволили сделать вывод о том, что при высоте 36 метров расстояние между ногами Колосса не могло составить 400 метров (ширина входа в гавань). В таком случае он должен был бы практически сидеть на шпагате между двумя колоннами. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Существует много версий даже относительно материала, из которого была изготовлена статуя, но наиболее достоверной представляется реконструкция английского ученого Мэриона: остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялся каркас из железных ободьев;к ним прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзовых листов. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло 13 тонн бронзы, но современные ученые считают, что понадобилось больше металла. Римский ученый и писатель Плиний Старший в трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: «… но и лежащая на земле, она (статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость».

Несмотря на то, что изображения самой статуи в истории не сохранилось, мы можем увидеть голову Колосса, отчеканенную на древних монетах Родоса (рис. 15).

Рис.15.  Дидрахма. Родос, 325 г. до н.э., серебро.  Аверс: голова бога Гелиоса – Колосса Родосского

Рис.15. Дидрахма. Родос, 325 г. до н.э., серебро. Аверс: голова бога Гелиоса – Колосса Родосского

Еще одним из Семи чудес света из серии монет Палау, посвященных античной истории, являлся Александрийский маяк, который входит в категорию величайших в мире морских инженерных сооружений (рис. 16).

Рис. 16. 1 доллар. Палау, 2009, серебро,  эмаль.Из серии монет «Семь чудес света Древнего Мира»

Рис. 16. 1 доллар. Палау, 2009, серебро, эмаль. Из серии монет «Семь чудес света Древнего Мира»

Изображение этого легендарного, самого первого в мире маяка, появилось на монетах Римской республики еще в 280 г. до н.э. (рис. 17). В период Римской империи эта традиция была продолжена императором Домицианом в 89–96 гг. (рис. 18) и императором Коммодом в 180–192 гг. (рис. 19). Александрийский маяк, пожалуй, только одно из семи сооружений, признанных Чудесами света, который наряду с архитектурной значимостью имел важную практическую функцию. Он призван был помогать кораблям благополучно миновать рифы на пути в Александрию – новую столицу государства Александра Македонского, основанную после завоевания им Египта. Очень тщательно было продумано местоположение города с учетом строительства гавани, предназначенной и для местного и международного торгового судоходства. С этой целью был даже создан специальный канал, соединяющий озеро Мареотис с рекой Нил и город имел две гавани. В таких условиях планируемого активного судоходства роль Александрийского маяка должна была стать неоценимой.

Изображение Александрийского (Фаросского) маяка на древнеримских монетах

Изображение Александрийского (Фаросского) маяка на древнеримских монетах

Маяк был возведен по приказу Птолемея II Филадельфийского (284–246 гг. до н.э.) на восточной части острова Фарос у входа в Александрийскую гавань, и, судя по дате чеканки (280 г. до н.э.), появление его изображения на монете не заставило себя долго ждать. Маяк стал в ту пору самым высоким сооружением на Земле (120–140 м). На его строительство (вопреки прогнозам на 20 лет) ушло всего пять лет, и простоял он практически тысячелетие, пока в 796 году не был поврежден землетрясением.

Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратной основой, во внутренних помещениях которой хранился необходимый инвентарь, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона – сына морского бога Посейдона, служила основой средней части. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой самого повелителя морей Посейдона – и там горел огонь. Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. Ночью кораблям помогало найти путь в гавань отражение языков пламени, а днем – столб дыма.

К XII веку александрийская бухта стала настолько илистой, что корабли больше не могли ею пользоваться, и маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением, а в конце XV века султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая существует по сей день.

В 2008 году было высказано предположение, что Александрийский маяк послужил древнегреческим ученым для одного из первых определений радиуса Земли.

Ассоциация наименования острова, на котором располагался маяк – Фарос, с его функцией – освещать дорогу кораблям – оказалась такой прочной, что слово «Фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках мира – французском («phare»), итальянском («ilfaro»), испанском («faro») и румынском («far»), а в русском языке – источник направленного света, установленный спереди на транспортном средстве и предназначенный для освещения окружающей местности, дороги – носит наименование «фара».

Но не только не забытый историей Александрийский маяк представлен на монетах. Много государств современного мира, которые гордятся историей своих маяков, чеканят их на монетах, среди них: Канада, Дания, Польша, Гибралтар, Джерси, Италия, Конго, Куба, о-в Мэн, Сан-Марино, Франция, Сингапур, Нидерланды, Китай (рис. 20 -23) и др.

Рис. 20  20 долларов, Канада, 2005, серебро

Рис. 20
20 долларов, Канада, 2005, серебро

Рис. 21.  5 юаней, Китай, 2004,  латунь

Рис. 21.
5 юаней, Китай, 2004, латунь

Маяк на мысе Гибралтар является старейшим на Великих озерах, он был построен за 6 лет и в 1808 году начал свою работу. При первоначальном сооружении маяк был установлен прямо у береговой линии, но спустя много лет под воздействием песка и воды он «отдалился» от моря на 100 метров и сейчас находится в окружении красочного парка (рис 20).

«Плавучий маяк XVII в.», установленный на судне для использования вдали от береговой линии и в качестве лоцманской станции при входе кораблей в порт, был последним действующим плавучим маяком в Дании, отправленным «на пенсию» в 1972 году и в настоящее время ставший музеем (рис. 22).

Рис. 22. 20 крон. Дания, 2009, алюминиевая бронза. Аверс: профильный портрет королевы Дании Маргрете II; реверс: , « Плавучий маяк XVII в.»

Рис. 22. 20 крон. Дания, 2009, алюминиевая бронза. Аверс: профильный портрет королевы Дании Маргрете II; реверс: , « Плавучий маяк XVII в.»

На современной монете Конго (2006) изображен маяк Муанди, который располагается в устье реки Конго и до сих пор является важным ориентиром для мореплавателей; необычной эту монету делают лучи, направленные от маяка, они светятся в темноте (рис. 23).

Рис. 23.10 франков. Конго, 2006, серебро (монета светится в темноте)

Рис. 23. 10 франков. Конго, 2006, серебро (монета светится в темноте)

Рыбы и ароматы

 

В настоящее время много необычных монет, выполненных в рамках современных технологий, чеканится в Конго, на островах Ниуэ, Палау.

Изучая тематику монет Палау, возникает ощущение, что жители этой страны, возможно, даже в качестве определенной компенсации за отсутствие на своем острове всемирно известных исторических памятников, решили представить на своих монетах культурно-историческое наследие всего мира; это – памятники античной, средневековой, современной культуры всех стран мира. Например, уже названные ранее Семь чудес античного мира, далее – Версальский дворец, Покровский собор в Москве (Собор Василия Блаженного), Саграда Фамилия в Испании, Бранденбургские ворота в Германии и др. Таким образом, монеты острова Палау носят ярко выраженных культурно-просветительский характер по своему содержанию и, кроме того, имеют весьма оригинальную форму для выражения этого содержания. Монеты, отчеканенные на этом острове, часто имеют необычную форму (например, монеты в форме звезды (рис.24), четырехлистного клевера (рис.25), им присущ нетрадиционный способ нанесения самого образа (монета-иллюзии, монета с точками азбуки Брайля), а также есть монеты с ароматами различных растений (например, монета – «Запах рая» с ароматом кокоса), а также монеты со вставками (например, вулканической лавы или настоящих жемчужин) (рис. 26).

Рис. 24. Монета «Падающая звезда». 1 доллар. Палау, 2013, золото, вес – 0,5 гр

Рис. 24. Монета «Падающая звезда». 1 доллар. Палау, 2013, золото, вес – 0,5 гр

Рис. 25.  Монета «Четырехлистных клевер». 1 доллар. Палау, 2008, золото,  вес- о,5 гр.

Рис. 25. Монета «Четырехлистных клевер». 1 доллар. Палау, 2008, золото, вес- о,5 гр.

Рис. 26 5 долларов. Палау, 2008- 2013 гг., серебро.  Монеты из серии «Защита морской жизни»

Рис. 26
5 долларов. Палау, 2008- 2013 гг., серебро.
Монеты из серии «Защита морской жизни»

Самостоятельный интерес имеет морская символика на монетах Палау. На аверсах практически всех монет Палау (рис: 24, 25, 26, 28) изображен щит, на котором расположены основные символы моря – Нептун, русалка, роза ветров и открытый сундук с сокровищами, а над щитом, как правило, изображена традиционная полинезийская лодка катамаранного типа с гребцом на борту.

В некоторых источниках сообщается о том, что это – герб Палау, но на официальных сайтах удалось обнаружить только изображение государственной печати Палау и выглядит она иначе. Кроме того, на отдельных монетах присутствуют изображения Нептуна и русалок без щита (например, монеты из серии «Охрана морской жизни»), а то и вовсе исчезает сундук с сокровищами и в композицию добавляется еще одна русалка (рис.27). Очевидно, что такое вольное обращение с гербом страны было бы невозможным, из чего можно сделать вывод, что данное изображение – не официальный герб Палау, а символическое изображение, выбранное для чеканки монет. В любом случае примечательным является тот факт, что для символического обозначения страны выбраны морские образы, а названия тематических серий монет – «Секреты моря», «Защита морской жизни», «Защита морских обитателей» – говорят сами за себя. Вся жизнь обитателей этого острова связана с морем.

Рис. 27     5 долларов. Палау,2013, серебро, эмаль.  Рыба-зебра.  Из серии монет «Защита морской жизни»

Рис. 27 5 долларов. Палау,2013, серебро, эмаль. Рыба-зебра.
Из серии монет «Защита морской жизни»

Рис.28. Монета с ароматом морского бриза 5 долларов. Палау, 2010, серебро, 2500 экз.

Рис.28. Монета с ароматом морского бриза 5 долларов. Палау, 2010, серебро, 2500 экз.

И еще о необычных монетах с морской тематикой: на острове Палау отчеканена монета с ароматом морского бриза (рис.28). На реверсе монеты мы видим серфингиста на фоне морской волны, а чтобы как по волшебству ощутить еще и аромат морского бриза, достаточно только потереть изображение на монете. Завораживают изображения экзотических рыб. Больше всего цветных монет на тему морских обитателей отчеканено на Палау. Тут и удивительный моллюск наутилус, в честь которого был назван подводный корабль капитана Немо, и морские коньки, и серая акула, и большая коринфена, и барракуда, и рыба-зебра (рис. 27) и другие.

 

***

В современном монетном деле продолжена чеканка монет и в соответствии с древнегреческим романтическим подходом (морские боги, обитатели морей), и в соответствии с древнеримской государственно-политической, прагматической традицией (морские сооружения, корабли). Но одновременно появился новый подход к чеканке монет, который условно можно обозначить как эстетически-художественный: здесь морские образы выступают в большей степени как арт-объекты, отражающие сказочно-романтические мотивы моря – образы русалок, сундуков с сокровищами, диковинных рыб, жемчужин и даже необычных не только зрительных, но и обонятельных образов, например, – аромата морского бриза.

 

Литература:

  1. Зограф А.Н. Античные монеты. М., 1951.
  2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2002.
  3. История Древнего Рима / сост. Паневин К.В., Спб, 1999.
  4. Карышковский П.О. Монеты Ольвии. Очерк денежного обращения Северо-Западного Причерноморья в античную эпоху. Киев, 1988.
  5. Королев К. Энциклопедия символов. М, Спб, 2003.
  6. Кувшинова Е.А. Морская тематика на древнегреческих монетах //  Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог монет выставки / Государственный Эрмитаж. Спб, 2010.
  7. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.
  8. Мифология древнего мира. М., 1977.
  9. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.
  10. Пенберти Я. Маяки. 75 самых красивых маяков мира. М., 2009.
  11. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. М.-Л., 1966.
  12. Плиний Старший. Естественная история. Отрывки / Пер. и комм. Б.А. Старостина // Хрестоматия по истории науки и техники. М., 2005.
  13. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. М., 2011
  14. Сизек Э. Нерон. М., 1998.
  15. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2004.
  16. Чернявский А., Ковальчук Д. Краткий справочник необходимых знаний. Харьков, 2008.
  17. Шифман И. Цезарь Август. Л., 1990.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.