Морские образы на монетах как способ военно-политической пропаганды и демонстрации экономической успешности Древнего Рима

Федоркова Ирина Рудольфовна

Продолжение цикла статей. Данный материал был опубликован в журнале «Золотой червонец» № 2/2015

 

Римский период античности был ознаменован появлением новых образов на монетах и приданием иного характера традиционным образам греческой античности. На монетах все чаще вместо изображений богов проявляются портреты людей (императоров и членов их семьи), в то время как боги, в том числе и морские, полностью не исчезают с монет вплоть до IV в.

Стоит обратить внимание на тот факт, что психологический смысл чеканки языческих богов на греческих и римских монетах существенно отличался. В Древней Греции изображаемые боги имели самостоятельную ценность как покровители городов, распорядители жизни и успехов людей, а в Древнем Риме боги уже отходят на второй план, начинают играть вспомогательную роль, и призваны лишь оттенить образы императоров, повысить авторитет государственных лидеров, показать, что они помогают им и способствуют процветанию Древнего Рима.

 

Символы побед

 

Одним из популярных морских богов, традиционно чеканившихся на греческих монетах, был Посейдон. Римляне продолжают эту установленную греками традицию и чеканят на своих монетах Нептуна (римский аналог греческого бога Посейдона). Например, Гай Юлий Цезарь Август, вошедший в историю под прозвищем Калигула (12 – 41 гг.), на монете, которую он отчеканил в память о своем деде по материнской линии Марке Агриппе, изобразил Нептуна (рис. 1).

Рис.1. Асс. Римская империя, 37-41 гг., медь. Выпуск Калигулы в честь Марка Агриппы

Рис.1. Асс. Римская империя, 37-41 гг., медь. Выпуск Калигулы в честь Марка Агриппы

Марк Агриппа был знаменитым полководцем и сподвижником римского императора Октавиана Августа, его другом детства, а впоследствии и зятем. Агриппа играл немалую роль в военных успехах Октавиана, не обладавшего полководческими способностями. Он одержал две блистательные победы в морских сражениях: в 36 г. до н. э. над Секстом Помпеем и в 31 г. до н. э. над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Но при жизни Агриппы на монете, отчеканенной в честь победы при мысе Акций, на аверсе был изображен не он, а император Октавиан; в то время как на реверсе – бог Аполлон, с атрибутами морского сражения и военными трофеями (рис 2). Это была первая монета Октавиана Августа из серии, прославляющей военные победы Рима; первая из числа тех восьми, которые были отчеканены в период его правления в память о главных победах, в том числе в Испании и Германии.

Рис. 2. Денарий. Римская империя,  31 г. до н.э. Отчеканен в честь победы при мысе Акций. Аверс: портрет императора Октавиана Августа; реверс: бог Аполлон с атрибутами морского сражения и военными трофеями

Рис. 2. Денарий. Римская империя, 31 г. до н.э. Отчеканен в честь победы при мысе Акций. Аверс: портрет императора Октавиана Августа; реверс: бог Аполлон с атрибутами морского сражения и военными трофеями

За победу над Секстом Помпеем Агриппа был награжден морской (ростральной) короной, в которой он и изображен на аверсе монеты Калигулы (рис 1). На реверсе этой монеты изображен Нептун в накинутом на плече плаще, держащий в руках маленького дельфина и трезубец – свои неизменные атрибуты.

В период античности господство на море являлось одним из самых значимых критериев успешности государства (как, впрочем, и в период Средневековья, и в период Нового времени, не изменилась ситуация и ныне). Вероятно, морской сюжет, выбранный для чеканки монеты в честь деда, должен был подчеркнуть его особую роль именно как полководца, прославившегося в морских сражениях, несмотря на тот факт, что был он также известным строителем, покровителем искусств и трижды консулом.

 

Устрашить противника монетой

 

Интересно, что тот самый Секст Помпей, за победу над которым Агриппа получил в награду морскую корону, тоже чеканил монеты своего пиратского государства с использованием морских сюжетов и эти монеты, так же, как и монеты Октавиана Августа, нацелены были на военно-политическую пропаганду, на демонстрацию собственной силы и значимости (рис. 3 – 5).

Рис.  3. Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: профильное изображение морского бога Нептуна , слева – трезубец. Реверс: морской трофей, трезубец, якорь, прора корабля, две головы Сциллы

Рис. 3. Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: профильное изображение морского бога Нептуна , слева – трезубец. Реверс: морской трофей, трезубец, якорь, прора корабля, две головы Сциллы

Рис.  4 . Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: профильный портрет Секста Помпея, справа – трезубец. Реверс: изображение корабля

Рис. 4 . Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: профильный портрет Секста Помпея, справа – трезубец. Реверс: изображение корабля

Секст Помпей – сын Гнея Помпея Великого – после убийства Цезаря был назначен командующим римским флотом. После падения республики, в период начавшейся гражданской войны (42 г. до н. э.), он увел флот в Сицилию, где основал пиратское государство, присоединив к нему еще Корсику, Сардинию и Пелопоннес. Подобный демарш Помпея-младшего был направлен на возрождение славы своей семьи, происхождение которой могло обеспечить ему претензию на императорский титул.

На монетах Секста Помпея доминируют морские образы, очевидно, все с той же целью демонстрации свой политической силы и власти; на аверсе (рис 11) – голова Нептуна в профиль с изображенным слева трезубцем, а на реверсе – морской трофей, украшенный вверху трезубцем, внизу – якорь, слева – прора (нос) корабля, по центру – две головы Сциллы. Наряду с привычными атрибутами победы и власти на море – якорем, корабельным штурвалом, трофеем, пророй корабля – на монетах Помпея появляется нетрадиционный морской образ – мифическое морское чудовище Сцилла. По легенде Сцилла подстерегала мореходов в пещере на крутой скале узкого пролива. Она была дочерью морского божества Форкия и морской нимфы Кратеиды и имела устрашающий вид: шесть собачьих голов, зубы в три ряда и двенадцать ног. Мимо Сциллы по легенде сумел проплыть только Одиссей. Вероятно, такой образ, выбранный Помпеем для изображения на своих монетах, призван был устрашить противников и объявить территорию своих владений недосягаемой зоной. Пропагандируя образ Сциллы на своих монетах, Помпей по сути объявлял себя хозяином морских путей, каковым фактически являлся с 43 по 36 гг. до н.э.

Секст Помпей дважды побеждал армию Октавиана Августа, который пытался самостоятельно освободить Сицилию от Помпея, в 37 г. до н. э. во время битвы при Мессине и еще раз – год спустя. В честь победы над армией Октавиана в битве при Мессине Помпей отчеканил монету (рис. 5) с образом маяка Мессины на аверсе; на вершине маяка победно возвышалась статуя Нептуна с трезубцем, снизу – образ корабля. На реверсе был изображен неизменный атрибут монет Помпея – «визитная карточка», символ созданного им пиратского государства – морское чудовище Сцилла.

Рис. 5. Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: маяк Мессины, статуя Нептуна с трезубцем, прора корабля, птица , слева – трезубец. Реверс: морское чудовище - Сцилла

Рис. 5. Денарий. Сицилия, 42-40 гг. до н.э. Аверс: маяк Мессины, статуя Нептуна с трезубцем, прора корабля, птица , слева – трезубец. Реверс: морское чудовище – Сцилла

Кроме того, удалось обнаружить еще одну разновидность монет Помпея, на аверсе которой он разместил собственный портрет взамен ранее изображаемой головы Нептуна (рис. 4), что может являться показателем еще более возросшей уверенности Помпея в себе, своем могуществе. В свою очередь трезубец, размещенный справа от портрета, фактически свидетельствует о прямом сравнении Помпея с Нептуном, признании его богоподобным.

 Еще одной интересной особенностью описываемой монеты является тот факт, что на реверсе отсутствует привычное изображение Сциллы, вместо него – целостное изображение корабля. Вероятно, это одна из первых римских монет, на которой была отчеканена не часть корабля – его прора, а целиком весь корабль. Такое нововведение, вероятно, можно связать с изменением историко-психологической функции корабля, возрастанием его значимости в политической борьбе: теперь он – не просто атрибут путешествий, торговых предприятий, а – средство получения политической власти.

В тот период, когда флот Помпея начал угрожать Риму, блокировав пути подвоза продовольствия в Италию, Октавиан поручил Агриппе создать новый флот Рима. Агриппа создал новый флот, состоящий из судов с пятью рядами весел, хорошо защищенных высокими бортами и вооруженных метательными машинами. Именно такой тип кораблей мог эффективно противостоять легким судам, которые составляли флот Помпея. Агриппа нанес поражение пиратам Секста Помпея в 36 г. до н. э. Против 420 римских кораблей сражалось всего 180 кораблей Помпея, из которых смогли спастись всего лишь 17. Помпей бежал в Малую Азию, но был настигнут и убит.

 

 

Император и богиня

 

В честь победы в морских сражениях римские императоры кроме изображения Нептуна чеканили на монетах и образы других богов. Например, Октавиан Август часто изображал Викторию – богиню победы (рис. 6, 7). После его смерти эта традиция была продолжена другими римскими императорами, например Тиберием (рис. 8) и Константином Великим (рис. 9). Император Константин отчеканил представленную монету в честь победы над Лицинием в 324 г., после которой он стал полновластным правителем римского государства. На аверсе был изображен профиль императора, с которым на реверсе соседствует образ Виктории, возвышающейся на проре корабля с венками победителя в обеих руках. (рис 9).

Рис. 6. Половина ауреуса - золотой квинарий, 18-16 гг. до н.э., золото (3,93 г.). Аверс - Октавиан Август, реверс - Виктория на шаре.

Рис. 6. Половина ауреуса – золотой квинарий, 18-16 гг. до н.э., золото (3,93 г.). Аверс – Октавиан Август, реверс – Виктория на шаре.

Рис.7.  Квинарий, 13 г. до н.э., серебро (3,91 г.). Аверс - Октавиан Август, реверс - Виктория перед Трофеем

Рис.7. Квинарий, 13 г. до н.э., серебро (3,91 г.). Аверс – Октавиан Август, реверс – Виктория перед Трофеем

Рис.8. Половина ауреуса - квинарий, 30-31 гг., золото (3,92 г.). Аверс - Тиберий, реверс - сидящая на шаре Виктория.

Рис.8. Половина ауреуса – квинарий, 30-31 гг., золото (3,92 г.). Аверс – Тиберий, реверс – сидящая на шаре Виктория.

Рис. 9. Фоллис. Римская империя, Константинополь, 327-328 гг., бронза. На аверсе: профильный портрет императора Константина Великого; на реверсе: богиня Виктория стоит на проре корабля с венками победы в руках

Рис. 9. Фоллис. Римская империя, Константинополь, 327-328 гг., бронза. На аверсе: профильный портрет императора Константина Великого; на реверсе: богиня Виктория стоит на проре корабля с венками победы в руках

Интерес представляет современная золотая коллекционная монета номиналом 1 доллар, отчеканенная на острове Палау в 2012 г. в рамках серии «Римская империя» (рис. 10). На аверсе монеты изображен Константин Великий, а на реверсе – бог Нептун в соседстве с русалкой, сундуком с сокровищами и плывущим в лодке человеком. Примечательно, что сам Константин Великий на своих монетах Нептуна не изображал, он уже все больше тяготел к христианской символике. Но поскольку эта монета была отчеканена в наше время на острове Палау, неизменным знаком монет которого является изображение Нептуна с русалками, такое соседство императора Константина и Нептуна в наши дни оказалось возможным. Такой сказочно-фантастичный образ на реверсе монеты не совсем согласуется с исторической ролью знаменитого римского императора и стилистикой монет его времени, но для современных монет неожиданное сочетание образов – не редкость.

Рис.10. 1 доллар. Республика Палау, 2012, золото

Рис.10. 1 доллар. Республика Палау, 2012, золото

Исторически-важным и интересным представляется тот факт, что монеты Константина Великого можно назвать переходными по характеру используемых образов. Они иногда сочетали в себе образы языческих богов и христианскую символику. Например, наследники Константина Великого выпустили целую серию монет «Возвращение счастливых времен», изображающих императора на корабле, у руля которого вместе с ним находится богиня Виктория. Эти монеты призваны была символизировать тот факт, что корабль государства движется в правильном направлении. Император при этом держит в руках лабарум (императорское знамя) с хризмой – монограммой имени Иисуса Христа и надписью на полотнище: «Этим побеждай». Такой императорский штандарт был введен Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста в 312 г. он увидел на небе знамение Креста с надписью: «Сим победишь». А ночью во сне Константину явился Христос и велел изобразить крест на знаменах и щитах воинов. Это видение произвело на императора столь сильное впечатление, что утром он поспешил исполнить повеление и приказал своим воинам поместить на знаменах и щитах христианскую монограмму – греческие буквы «кси» и «ро». С этих пор появляется новая символика для изображения побед, при этом речь идет не столько о победе в военном сражении с людьми, сколько о победе добра над злом как всеобщими категориями (рис. 11).

Рис. 11. Денарий Константина Великого. На реверсе  изображен лабарум, пронзающийдревком змею (аллегорически изображает победу христианства над дьяволом)

Рис. 11. Денарий Константина Великого. На реверсе изображен лабарум, пронзающийдревком змею (аллегорически изображает победу христианства над дьяволом)

Константин почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных, несмотря на тот факт, что крестился он только будучи на смертном одре. Но справедливости ради стоит заметить, что не спешил он с принятием христианства только ради своих подданных, которые в большинстве своем еще были язычниками. Вместе с тем, именно благодаря Константину Великому история Римской империи после его правления рассматривается как христианская и на монетах постепенно появляются символы новой веры (рис. 12), под покровительство которых отдают себя императоры в деле управления государством и в военных победах. Языческие боги еще больше теряют свою значимость и постепенно «уходят» с монет.

Рис. 12. Двойной сентенионалис.  Римская империя, 353 г., бронза (8,88 г.). Аверс – профильный портрет императора Магна Магненция , реверс – монограмма "кси-ро"  - обозначение имени Иисуса Христа

Рис. 12. Двойной сентенионалис. Римская империя, 353 г., бронза (8,88 г.). Аверс – профильный портрет императора Магна Магненция , реверс – монограмма “кси-ро” – обозначение имени Иисуса Христа

Показателен в связи с этим пример монеты императора Иовиана, который в левой руке держит лабарум, а в правой богиню Викторию. Мы видим, что богиня Виктория существенно уменьшилась в размерах и выглядит практически как ребенок в руках императора (рис 13). Это одно из последних изображений языческих богов на монетах регулярного чекана. Но такая смена образов произошла в IV в., а во II в. римские императоры еще чеканили на своих монетах морского бога Нептуна и богиню победы Викторию как символы удачных морских сражений, символы обретения политической власти, и богиню удачи Фортуну – как символ общей успешности, экономического могущества государства.

Рис. 13. Двойная майорина, 363-364 гг., бронза. Аверс – профильный портрет императора Иовиана, реверс – император держит в левой руке лабарум, в правой – богиню Викторию на земном шаре

Рис. 13. Двойная майорина, 363-364 гг., бронза. Аверс – профильный портрет императора Иовиана, реверс – император держит в левой руке лабарум, в правой – богиню Викторию на земном шаре

С рулем и рогом изобилия

 

Примечательным является тот факт, что атрибутом Фортуны являлся корабельный руль. Так, например, император Адриан (117 – 138 гг.) на аверсе серебряного денария изобразил свой погрудный героический портрет в лавровом венке, а на реверсе – Фортуну, держащую в одной руке корабельный руль, а в другой – рог изобилия (рис 14). Таким образом, корабль рассматривается не только как символ власти, победы в морском сражении, но корабельная символика напрямую ассоциируется с удачей как общим показателем благосостояния государства.

Рис.14. Денарий. Римская империя, 125-128 гг., серебро. На аверсе: профильное изображение императора Адриана; на реверсе: богиня Фортуна с корабельным  рулем и рогом изобилия в руках

Рис.14. Денарий. Римская империя, 125-128 гг., серебро. На аверсе: профильное изображение императора Адриана; на реверсе: богиня Фортуна с корабельным рулем и рогом изобилия в руках

Отличительной особенностью римских монет являлось персонифицированное изображение некоторых качеств, свойств, добродетелей, имеющих особую ценность в римском обществе, через метафорическое представление их в образах людей. Каждая из персонификаций имела свое наименование и изображение. Например, Эквитата – персонификация Справедливости, изображалась в виде женщины, держащей в руках весы и рог изобилия, а Патиенция – персонификация Терпения, изображалась в виде женщины, сидящей на троне и держащей в руках патеру и скипетр.

Морские образы также нашли свое выражение в изображениях персонификаций. Например, Аннона (персонификация Хлебного Урожая) изображалась в виде женщины, держащей в руках хлебные колосья, у ног которой находятся корабельный руль и прора корабля, как символы морского судоходства – основного пути, по которому в Рим шли хлебные поставки (рис 15). Транквиллита изображалась в виде женщины с хлебными колосьями и корабельным рулем (рис.16), символизировавшими покой граждан Рима, который охранял заботливый император, в том числе создавая надежность в доставке хлеба в страну. Сходство образов, обозначающих хлеб насущный и покой людей, означает, что между этими категориями в понимании римлян можно поставить знак равенства; при этом образами, объединяющими эти персонификации, является корабельная атрибутика. В таком контексте корабельные образы выступают как символы экономического благосостояния.

Рис. 15. Денарий. Римская империя, 232 г. Аверс: профиль императора Александра Севера, реверс: Аннона – персонификация Хлебного Урожая

Рис. 15. Денарий. Римская империя, 232 г. Аверс: профиль императора Александра Севера, реверс: Аннона – персонификация Хлебного Урожая

 Рис. 16. Денарий. Римская империя, 141-143 гг. Аверс: портрет императора Антонина Пия Реверс:  Транквиллита – персонификация Спокойствия

Рис. 16. Денарий. Римская империя, 141-143 гг. Аверс: портрет императора Антонина Пия
Реверс:
Транквиллита – персонификация Спокойствия

Таким образом, можно отметить, что морская атрибутика на римских монетах, начиная с древних времен, отражала экономическую и политическую успешность государства. В связи с продолжением этой традиции в современном мире обратила на себя внимание монета Виргинских островов – «Британия – владычица морей», отчеканенная в 2008 году (рис.17). На аверсе монеты привычное изображение королевы Елизаветы II, а на реверсе – сюжет, напоминающий древнеримские победные мотивы: богиня Ника, прора корабля, венок победителя. Но значимой особенностью этой монеты, в отличии от античных, является тот факт, что крылатая богиня Ника не просто держит победный венок (как Виктория на монете Константина Великого (рис.9), а возлагает этот венок на голову Британии, традиционно изображаемой в образе женщины в коринфском шлеме. Каков психологический смысл появления этой монеты? Очевидно, Великобритания хочет напомнить миру о значении своей державы как «Владычицы морей», в недавнем времени крупной колониальной империи, несколько сдавшей свои позиции после Второй Мировой войны, но не утратившей имперских амбиций и реальной политической власти.

Рис. 17. Монета «Британия- владычица морей». 1 доллар. Виргинские острова, 2008,  медь-никель.

Рис. 17. Монета «Британия- владычица морей».
1 доллар. Виргинские острова, 2008, медь-никель.

Этот факт дает нам право утверждать, что древнеримские мотивы демонстрации своей экономической и политической власти через изображение морских богов и других морских образов на монетах не канули в Лету, а продолжают использоваться некоторыми государствами и в настоящее время.

 

 

 

Литература:

  1. Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003.
  2. История Древнего Рима / сост. Паневин К.В., Спб, 1999.
  3. Королев К., Лактионов А. Античная мифология. Энциклопедия. М., 2004.
  4. Котерелл А. Мифология. Энциклопедический словарь. Минск, 1998.
  5. Латыш В.В. Античные монеты: иллюстрированный словарь. М., 2011.
  6. Моммзен Т. История Рима. М., 2009.
  7. Мифологический словарь. М., 1990.
  8. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.
  9. Мэттингли Г. Монеты Рима. М., 2005.
  10. Парфенов В.Н. Секст Помпей и сицилийцы // Античный мир и археология. Вып.8., Саратов, 1990.
  11. Парфенов В.Н. Император Цезарь Август. Армия. Война. Политика. М., 2001.
  12. Скворцов К. В. Сим победиши. М., 2010
  13. Шифман И. Цезарь Август. Л., 1990.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.