Подражания в европейской монетной чеканке. Краткий обзор от античности до XIX века

Регулярно изучая старинные монеты вживую и на аукционах, ваш покорный слуга не мог не заметить схожесть некоторых из них, причём иногда просто поразительную. Такие совпадения натолкнули меня на мысль изучить это явление подробнее. Постепенно находя новые монеты и собирая информацию, я убедился, что данная тема заслуживает создания отдельного обзора или даже книги.

Материал, который предлагается вашему вниманию, не ставит своей целью показать все существующие подражания. К тому же доказать факт копирования спустя сотни лет очень трудно, поэтому читатель вправе поставить под сомнение любые выводы в статье. Действительно, нельзя исключать, что отдельные элементы оформления были придуманы и реализованы разными людьми независимо друг от друга. Однако тщательное исследование, проведённое автором, показывает: все эти совпадения как правило не случайны.

 

В данном обзоре рассматриваются европейские монеты, начиная с античных времён и заканчивая XIX веком. Перейдём к изучению конкретных примеров.

Античные монеты

 

Колесо – одно из самых гениальных и в то же время одно из самых простых изобретений человечества. Принято считать, что впервые оно появилось в 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии. Разумеется, древние греки с этим изобретением были хорошо знакомы, более того – колесо стало одним из наиболее популярных сюжетов на античных монетах. Пожалуй, впервые его изображение встречается на серебряном тетроболе Афин, датируемом 525-518 гг до н.э. Постепенно эти монеты попадали в другие города, породив сразу несколько подражаний. Причём конструкция “афинского” колеса копируется безо всяких изменений – 4 спицы, расположенные под прямым углом, каждая из которых разтраивается ближе к ободу. Такие заимствования характерны для некоторых монет V века до н.э.

 

Аттика, Афины, тетробол 525-518 гг до н.э.

Беотия, Танагра, статер 479-457 гг до н.э.

 

 Калабрия, Тарент, номос 480-470 гг до н.э.

Сицилия, Сиракузы, литра 475-470 гг до н.э.

 

 Галлия, Массалия, обол 5 века до н.э.

 

Уже вскоре в Афинах значительно выросла добыча серебра, что позволило начать чеканку крупных монет – тетрадрахм – в большом количестве. Это стало возможным благодаря богатейшему серебряному руднику возле города Лаврион, на котором без выходных работали сотни или даже тысячи рабов. Афинские тетрадрахмы 5 века до н.э. фактически стали мировой валютой, получив известность не только в Греции и Средиземноморье, но и проникнув дальше на восток. Эти монеты были хорошо узнаваемы, поэтому иногда копировались целиком. На иллюстрациях представлены подлинная афинская тетрадрахма второй половины 5 века до н.э. и восточное подражание ей.

 Аттика, Афины, тетрадрахма 454-404 гг до н.э, 17.14 гр.

Восточная имитация тетрадрахмы Афин, 4 век до н.э, 16.71 гр.

 Впрочем, время было беспощадно даже к самым могущественным городам, в том числе и к Афинам. Государства возвышались и гибли, и уже вскоре на развалинах греческого мира Александр Македонский построил новую империю, которая раскинулась от Средиземного моря до Индии. Естественно, для такой огромной территории было отчеканено очень много монет, быстро ставших популярными благодаря стабильному весу и высокой пробе серебра. Об их популярности говорит хотя бы тот факт, что Александр умер в 323 году до н.э, а отдельные подражания продолжали выпускать даже на рубеже 2/1 вв до н.э, то есть спустя 200 лет. Конечно, за эти годы стиль оригинала нередко искажался, но связь между монетами угадывается очень легко.

Александр Македонский, прижизненная тетрадрахма 332-323 гг до н.э, Саламис

 

 Тетрадрахма. Варварская имитация, неустановленный монетный двор, 16.66 гр.

 

По легенде, город Сиракузы на Сицилии был основан жителями Коринфа в 735 году до н.э. Место для постройки было выбрано по указанию оракула и оказалось очень неудачным – это была болотистая топь со зловонными испарениями болот, смрадом и комарами, переносившими лихорадку. Тем не менее, греки не решились нарушить предсказание и выполнили его в точности. Так появился один из самых известных городов античности. Сейчас сложно сказать, насколько серьёзно граждане Сиракуз относились к этой легенде, но факт остаётся фактом – когда в 354 году до н.э. правивший городом Дион был убит и там воцарилась анархия, его жители обратились за помощью именно к Коринфу. Оттуда прислали талантливого политика Тимолеонта – человека, всего за несколько лет наведшего порядок. Ну а современные коллекционеры могут проследить эту историю по двум типам статеров, похожих как две капли воды. Статеры Коринфа подписаны буквой Ϙ (коппа), статеры Сиракуз – ΣYPAKOΣIΩN, хотя иногда встречаются и без подписи.

 Коринфия, Коринф. 4 век до н.э, статер

Сицилия, Сиракузы, 344-317 гг до н.э. Статер, 8,65 гр.

Средневековые серебряные монеты

 

После падения Рима монетное искусство почти на 1000 лет пришло в упадок. Монеты варваров обычно не имели никаких изображений или же только самые примитивные. Помимо общей деградации европейской культуры, проявить свой талант резчику мешал крохотный размер монет, которые редко были тяжелее 1 грамма (для сравнения – масса римских денариев в разные годы колебалась от 2,5 до 4 гр). Тем не менее, торговля по-прежнему существовала, поэтому средневековые денарии попадали в другие земли, а удачные идеи в их дизайне иногда копировались местными мастерами. Так, например, на французских и итальянских монетах нередко можно встретить стилизованную надпись в виде креста, состоящую из 4-х заглавных букв. На иллюстрациях представлены французский денарий IX века и 2 более поздних итальянских гроссо из разных городов (XII-XIV вв). Помимо схожей центральной надписи (KRLS, PISA, URBI), все они имеют легенду из одной строки, неизменно разделённую крестом. Форма этого креста практически одинакова.

 Франция, Карл II Лысый, денарий 843-877 гг. В центре аббревиатура KRLS (Karolus)

Италия, Пиза, гроссо 1194-1216 гг. 1.47 гр.

Папа римский Урбан V (1362-1370), болоньино романо, Болонья, 1.27 гр.

 

Со временем мелкие денарии и пфенниги перестали удовлетворять потребностям европейской торговли, поэтому возникла необходимость чеканить более крупные монеты. Одна из самых удачных попыток была предпринята во французском городе Тур. Новая монета получила название гро турнуа. По сравнению со стандартным денарием она имела гораздо больший вес (4,22 гр) и была приравнена к 12 денье, что нашло отражение в её оформлении – на реверсе мы можем увидеть ровно 12 декоративных лилий. Популярность гро турнуа вызвала появление многочисленных подражаний. Несмотря на некоторую авторскую доработку, все они содержат явные признаки копирования: на аверсе – обязательная легенда в 2 круга, разделённая крестами одинаковой формы, ещё один крест в центре композиции; на реверсе – легенда строго в 1 круг и неизменные 12 розеток, в которых лилии заменены на листья или кресты.

 Франция, Людовик IX Святой, гро турнуа 1266-1270 гг.

Германия, герцогство Юлих-Берг, Вильгельм II (1360/1-1408 гг), широкий пфенниг

Папа римский Клемент VI, грош 1342-1352 гг.

 Фландрия, Людовик (Луи) II Мальский, грош 1346-1364 гг.

 Франкфурт, турноза, около 1500 года. Существуют также более ранние выпуски, практические идентичные монетам Людовика IX

 

Пражский грош, отчеканенный впервые около 1300 года в Богемии, тоже рассматривается рядом авторов как подражание гро турнуа. Тем не менее, он имеет заметные отличия от последнего: резчик штемпеля отказался не только от центрального креста и розеток, но и изобразил в центре льва. Вероятно, после эпохи брактеатов это первый случай в средневековой Европе, когда на монете появилось животное. Кроме того, я не могу припомнить изображений короны на других монетах, что позволяет считать сюжет пражского гроша в большей степени самостоятельным, чем заимствованным. А вот что точно не вызывает сомнений, так это его влияние на стиль мейсенских грошей, которые выпускались в Саксонии. По приведённым иллюстрациям вы можете убедиться, что аверс монеты скопирован практически без изменений.

Пражский грош, Вацлав II, 1300-1305 гг.

Саксония, мейсенский грош 1323-1349 гг, 3.70 гр.

 Один из самых богатых и влиятельных итальянских городов – Венеция – тоже испытывал необходимость в новой, более крупной монете. Активная торговля с арабами, Византией и европейскими государствами приносила городу большую прибыль, а участие в 4-м крестовом походе озолотило республику. Напомню, что рыцари, желавшие отвоевать у мусульман Гроб Господень, не смогли собрать нужную сумму для аренды кораблей и в конце концов оказались не у стен Иерусалима, а захватили и разграбили Константинополь – столицу христианского государства. Это был сценарий, срежесированный Венецией и принёсший республике колоссальную добычу. Примерно в те же годы (ок. 1202) в Венеции начинают чеканить монету нового типа – грош, или матапан, которая со временем стала хорошо известна во многих странах. Стиль матапана копировался другими итальянскими городами, королями Сербии и крестоносцами Хиоса.

 Венеция, дож Энрико Дандоло (1192-1205), матапан без даты, 2.19 гр. Легенда: S.M.VENETI +H.DANDOL DVX

Сербия, Стефан Урош II Милутин (1282-1321), грош без даты, 2.00 гр. Легенда: S STEFANV’ VROSIVS REX

Остров Хиос, Мартин Заккария (1324-1329), матапан без даты, 2.06 гр. Легенда: M.Z.S.V.IMPATOR DVX – S.ISIDOR’.SV

Средневековые золотые монеты

 

Наряду с крупными серебряными номиналами – грошами (слово “грош” происходит от латинского grossus – большой) – в европейских странах всё чаще можно было встретить и золотые монеты. Пожалуй, первым и самым копируемым типом стал флорентийский флорин. Впервые эта монета была выпущена во Флоренции в 1252 году и имела массу 3,537 грамма. Благодаря масштабной чеканке, активной торговле итальянцев со всей Европой и высокой пробе золота флорин вскоре получил признание во многих государствах. Это привело к появлению целого ряда подражаний, причём отличия между монетами часто минимальны. Аверс оригинала: городской герб – лилия, по кругу надпись +FLOR-ENTIA, реверс – фигура Иоанна Крестителя, +S:IOHA-NNES:B(aptista).

 Италия, Флоренция, флорин без даты (1252-1303 гг). 3.50 гр.

 

Венгрия, Людовик I Великий, 1342-1382. Флорин без даты, 3.53 гр. Легенда: LODOV – ICI REX (Людовика, короля)

Германия, Любек, голдгульден (1341-1500). Легенда: FLORE’ – LVBIC’

Габсбурги, Альбрехт II Мудрый, 1330-1358 гг. Голдгульден без даты, Юденбург. Легенда: DVX AB – ERTVS

 Германия, Пфальц, голдгульден без даты (1354-1364). Легенда: RVPE – RT DVX

 Франция, княжество Оранж. Раймонд III/IV, 1335-1340/1340-1393. Флорин, 3.52 гр. Легенда: R-DI-G-P-АVRА

 

Английские нобли не получили такой широкой известности, как флорины. Тем не менее, они некоторое время копировались в Нидерландах. Цель этого выпуска осталась для автора статьи не вполне ясна. Возможно, чеканка подражаний связана с тем, что именно в 1580-е годы голландцы вели ожесточённую войну с Испанией за независимость и даже предлагали английской королеве поддержать их.

 Англия, Эдвард III, 1327-1377, нобль 1361-1369 гг, 7.15 грамма

 Нидерланды, Горинхем, нобль 1583-1591 гг.

Нидерланды, Кампен, нобль без даты, 7.50 гр.

 В Венгрии золотые дукаты начали выпускать примерно в 1325-1326 гг. Впрочем, как считается, золото там добывалось намного раньше, ещё с Х века. По легенде, местные охотники однажды поймали перепёлку, на лапках которой нашли крупинки золотого песка. Это послужило стимулом для поиска золота, примерно в то же время был основан посёлок Кремницбаня (более известный как Кремница). На венгерских дукатах изображается святой Владислав в полный рост. Впрочем, эту монету легко спутать с итальянским дукатом города Массерано (провинция Пьемонт). Судите сами –

Венгрия, Уласло II (1490-1516 гг), дукат 1515 года

 Италия, Массерано, анонимный выпуск графов Фиески, 1492-1521 гг, дукат

 

В Нидерландах чеканка дукатов началась гораздо позже, чем в Италии, Англии или Венгрии – только в 1586 году. Уже упоминавшиеся в этой статье итальянские графы Фиески вслед за копированием венгерских монет обратили внимание и на голландские. На этот раз стиль изображения претерпел косметические изменения – из руки солдата исчез пучок стрел, меч заменили на скипетр, а на груди повесили цепь с державой. На большее резчику не хватило то ли желания, то ли воображения.

 Голландия, Утрехт, дукат 1587 года, масса 3.48 гр.

Италия, Франческо Филиберто Ферреро Фиески, дукат 1584-1629 гг.

Талеры и гульдены

 

Несмотря на появление в денежном обороте Европы грошей, со временем стала очевидна необходимость в ещё более крупных номиналах. Это объяснялось уменьшением пробы серебра в монетах и их постепенным обесцениванием, а также потребностями торговли. Действительно, представьте себе, чем было проще расплатиться за крупную сделку – сундучком с низкопробной мелочью, которая уже не вызывала прежнего доверия и которую надо пересчитывать полчаса, или же 15-20 крупными монетами? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден…

Новая веха в монетной чеканке началась в конце XV века, когда были открыты богатые серебряные рудники в Богемии и Тироле. Одновременно совершенствовалась техника и технологии, что позволило выпустить в 1486 году первый гульдинер. Это была красивая высокопробная монета, необычайно крупная для своего времени. Однако век гульдинеров был недолог, и к 1520-м годам их постепенно вытеснили талеры.

Одной из наиболее узнаваемых монет  в Европе XVI века стал голландский левендаальдер, впервые отчеканенный в 1575 году. По сравнению с остальными этот талер был низкопробным (750 проба) и выпускался сначала для внутреннего рынка, но уже вскоре их стали использовать в основном для международной торговли. Популярность этих монет была такова, что их и сейчас находят в кладах на территории России, Белоруссии и Украины. Большим доверием они пользовались у арабских купцов. А поскольку с восточными странами хотели торговать не только голландцы, то копирование левендаальдеров для нужд торговли приняло очень широкие масштабы. В разное время их выпускали в Эмдене, Бранденбурге, Инсбруке, Дании и Италии. Как можно увидеть на иллюстрациях, художественный стиль таких подражаний отличается довольно заметно – от разницы всего в паре слов до полной переработки изображения.

 Голландия, левендаальдер 1589 года

 Италия, Корреджо (Correggio), Камилло Австрийский (1597-1605). Легенда: MO NO CAM AVS CO CO

 Италия, Массерано, талер без даты (1584-1629 гг). Легенда: MO NO ARG ORDIN M C

 Италия, Фринко, Херен Мазетти (1581-1601), талер. Легенда: MO NO ARG IMP ORDIN A DD F

 Германия, город Эмден, талер без даты

Анхальт-Йевер, Карл Вильгельм фон Зербст (1667-1718). Талер = 40 стюверов 1676, Йевер

 

Ещё одной популярной монетой для торговли с Левантом (нынешние Сирия, Израиль, Ливан, Палестина и др.) стали гульдены. Поскольку большинство из них не датированы, то сейчас уже сложно установить, где и когда впервые создали стиль этих монет. Вероятно, это тоже произошло в Нидерландах. Первые гульдены там начали чеканить ещё в 1601 году, вскоре после появления левендаальдера (1575). Существуют немецкие и итальянские подражания им.

 

Нидерланды, Кампен, гульден без даты (28 стюверов)

 Германия, Эмден, гульден без даты, 1637-1657 гг

 Италия, Модена, Франческо I Д’Эсте (1629-1658 гг), скудо. 18.62 гр

Германия, княжество Ольденбург, Антон Гюнтер, 1603-1667 гг. Гульден без даты (около 1640), монетный двор Йевер, 19.33 гр.

 

Вероятно, причиной широкого копирования голландских монет стали не только нужды торговли, но и относительная простота их стиля. Однако существуют и такие подражания талерам, которые выполнены на гораздо более высоком художественном уровне. Например, портретный талер эрцгерцога Максимилиана III Австрийского, магистра Тевтонского ордена, так понравился одному из итальянских графов, что тот заказал чеканку таких же, но уже со своим портретом. По причине редкости данных монет и отсутствия точных данных я не берусь утверждать, что именно итальянцы заимствовали идею у резчика из Тироля, а не наоборот. Однако большое количество итальянских подражаний самым разным европейским монетам косвенно подтверждает мою теорию. Впрочем, возможно, что никакого копирования и не было, просто автор штемпеля после смерти Максимилиана (1618) перебрался в Италию и стал работать на нового заказчика. Кардинально менять созданный им дизайн мастер поленился, поэтому ограничился только портретом. В итоге мы можем увидеть 2 талера, которые довольно легко перепутать друг с другом – настолько они похожи.

Тевтонский орден, эрцгерцог Максимилиан III, талер 1615 года, Халл

Италия, герцогство Гвасталла, Ферранте II Гонзага (1575-1621). Талер 1620 года

 

Вполне вероятно, что работой одного мастера объясняется и другое удивительное совпадение. В 1623-1624 годах сразу несколько немецких земель выпускали талеры, отличить которые только по реверсу будет сложно даже для опытного коллекционера  – он почти одинаков у всех монет! Детально прорисованный двуглавый орёл, неизменно расположенная на груди держава, нимбы над головами, одинаковое написание многих букв и цифр… Конечно, у каждого штемпеля есть свои отличия, но они настолько ничтожны, что я всё-таки склонен считать их работой одного автора. Скорее всего история не сохранила его имени, однако это был безусловно одарённый человек, талант которого восхищает даже спустя 400 лет.

 Германия, Франкфурт, талер 1623 года

 Германия, Вормс, талер 1624 года

Германия, графство Эрбах, талер 1624 года

 Германия, графство Лёвенштейн-Вертхейм-Рошфор, талер 1623 года

 

В те же годы император Священной Римской империи Фердинанд II выпускал в Богемии талеры другого типа. Это хорошо известные многим коллекционерам монеты, на аверсе которых изображён сам Фердинанд в полный рост в доспехах, на реверсе – двуглавый орёл. Такая композиция аверса довольно нетипична, поскольку на талерах обычно используется погрудный портрет в профиль или вполоборота к зрителю, и поэтому хорошо запоминается. По всей видимости, смелость авторского замысла впечатлила и современника Фердинанда – Наполеона Спинолу, знатного генуэзского дворянина. Получив от императора право монетной чеканки, в 1647 году он заказал изготовление первой партии талеров (скудо). Поскольку они чеканились для относительно небольшой территории, где в денежном обороте находилось много других монет, выпуск был прекращён в том же году и возобновлён только в 1669 (на 1 год). Сюжет этой редчайшей монеты в основном повторяет сюжет богемских талеров, за исключением некоторых деталей: гораздо более качественно прорисованы доспехи графа, герб Богемии заменён на герб Ронко, а символы государственной власти – скипетр и держава – на трость и цветок. В целом же резчику удалось создать великолепную авторскую копию, во многом превосходящую оригинал.

 Фердинанд II, талер 1623 года, Прага

Италия, Ронко-Скривия, Наполеон Спинола (1647-1672), скудо 1669 года

Русские монеты (1700-1836 гг)

 

В то время как европейские государства с XIII-XV вв чеканили крупные и красивые монеты, основной денежной единицей Руси на протяжении нескольких столетий оставалась примитивная “чешуя”. Поэтому неудивительно, что начиная выпуск серебряных рублей, Пётр I ориентировался на опыт Европы – об этом свидетельствует и стандартное для многих талеров изображение (портрет в профиль и орёл), и вес, близкий к талерному (28,44 гр). Однако выпускаемые им монеты в первые годы не были прямым подражанием чему-либо, и лишь в 1722 году с появлением рублей нового дизайна становится очевидно, что их стиль напрямую заимствован у французского экю. Как известно, в 1717 г. Пётр побывал с визитом во Франции. Это путешествие запомнилось современникам забавным эпизодом – во время приёма царь поднял на руки малолетнего французского короля Людовика XV (которому на тот момент было 7 лет) и произнёс: “В моих руках – вся Франция!” Разумеется, во время своего путешествия Пётр имел возможность познакомиться с местными монетами, которые, вероятно, и стали прообразом нового рубля (точнее – его реверса). В русском варианте креста, состоящего из букв L (Ludovic), эта буква была заменена на П (Пётр), лилии – на i. При этом написание легенды сохранено – и на рубле, и на экю в каждом из 4-х секторов находится по одному слову. Короны тоже остались на месте, однако из-за замены букв они стали венчать не её вершину (L), а оказались в довольно странном положении – снизу. Я предлагаю читателю самостоятельно сравнить эти 2 монеты по приведённым иллюстрациям.

 Франция, Людовик XV (1715-1774), 1/3 экю 1720

Пётр I, рубль 1722 года

 

Как известно, император Павел I считал своим кумиром короля Пруссии Фридриха Великого и пытался реформировать российскую армию по прусскому образцу. При этом нередко перегибал палку – доходило до того, что указами оговаривалась длина косички, которую должен носить офицер. А другим указом – время, когда в домах полагалось тушить огни. Впрочем, в данном обзоре нам интересно совсем другое, а именно прусская монета в 1/2 стювера 1772 года. Не берусь утверждать, что Павлу I доводилось её видеть, но и отрицать сходство с русской медью того периода бессмысленно: очень похожее написание цифр 1 и 7, увенчанный короной вензель императора и общая аскетичность стиля позволяют допустить, что эта монетка ближе для нас, чем кажется на первый взгляд.

Пруссия, ½ стювера 1772 года

 Павел I, две копейки 1799 года

 

Голландские дукаты, впервые выпущенные в 1586 году, уже упоминались в этой статье (см. пару монет №12). Благодаря большим тиражам и стабильному содержанию золота они стали популярным платёжным средством на несколько веков. Первые попытки копирования этих монет предпринимались ещё в XVI веке. В царской России их начали подделывать с 1768 года для нужд армии и торговли с Европой (т.н. дукаты петербуржской чеканки). Впрочем, незамысловатый дизайн реверса – квадрат с двойной обводкой и завитки – использовался и позже. В частности, такое оформление можно встретить на рублях и полтинах Павла I. Если опустить минимальные стилистические различия и язык надписи, то единственная разница между реверсами монет состоит в количестве строк.

 Дукат 1762, Голландия

 Рубль 1797 года

 

Ну и напоследок – интересный нумизматический фокус. Возьмём достаточно распространённый баварский талер 1828 года, подправим аверс, уберём один из восьми портретов, подписи к ним и обводку… и получим очень редкие полтора рубля Николая I, которые стоят целое состояние!..

Бавария, Людвиг I, талер 1828 года, Мюнхен

Николай I, 1 ½ рубля 1836 года, Санкт-Петербург

Заключение

 

Обобщая собранные в статье факты и предположения, я хотел бы выделить основные причины, которые на протяжении многих веков подталкивали людей к копированию монет. На мой взгляд, таких причин три. Первая и основная – это торговый обмен, который не только приносит выгоду участникам сделки, но и неизбежно сопровождается денежным обменом. Иностранные монеты оказываются в других землях и вызывают естественный интерес у людей, если их стиль необычен и содержит новые идеи, красивое изображение, оригинальную композицию, расположение легенды и т.д. А эти находки, в свою очередь, сознательно или подсознательно копируются и переносятся на собственные монеты. Если же деньги хорошо узнаваемы, высокопробны и вызывают доверие (тетрадрахмы Афин, Александра Македонского, гро турнуа, флорентийские флорины), то зачастую могли копироваться уже не отдельные элементы, а вся монета целиком. Эти подражания обычно имеют собственные отличительные признаки и иногда уступают оригиналу (например, талер Эмдена, созданный по образцу голландских “левков”), но это уже отдельный разговор.

Вторая причина, вызывающая появление подражаний – влияние захватчиков или метрополии. В этом случае собственные монеты государства или отдельного города могут стать похожи на монеты другой державы, переняв их стиль. Например, такое влияние чётко прослеживается на статерах Коринфа и Сиракуз IV века до н.э, ведь во время смуты граждане Сиракуз призвали на помощь именно Коринф.

Ну и, наконец, нельзя недооценивать роль третьего фактора – работа одного и того же человека над штемпелями разных монет. Безусловно, умение создать на металле красивое художественное изображение, причём пользуясь ограниченным набором инструментов, доступным в те времена – это признак огромного таланта. В наши дни многие люди имеют возможность обучаться по 10-15 лет, использовать интернет, вживую и виртуально знакомиться с лучшими произведениями искусства, новыми технологиями, оборудованием и т.д. А в Средние века резчик как правило был безграмотным простолюдином, в античности – нередко даже рабом. Разумеется, что найти такой талант и раскрыть его удавалось нечасто, поэтому хороший мастер был редкостью. А значит, он довольно быстро становился известен и выполнял много заказов, в ряде случаев неизбежно копируя свои собственные находки. Это хорошо заметно по реверсу талеров 1623-1624 гг и некоторых других монет, представленных для сравнения выше.

 

В заключение своего обзора я хотел бы выразить благодарность тем читателям, которые смогли добраться до этих строк, пожелать им новых открытий в нумизматике и интересных новинок в коллекции. Автор будет рад ответить на ваши вопросы и обсудить замечания к статье, отправленные на электронный ящик .

 

Зинов Александр (Калуга)

2010-2011 гг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.