Техника чеканки монет – ч.3 Станочная чеканка тестонов и талеров

В конце XV века – в самом начале XVI века в Европе наблюдался подъём торговых отношений с резким увеличением денежного оборота. В это же время начинается приток большого количества серебра из Америки, где испанцы открыли богатейшие месторождения. И в самой Старой Европе за счёт новейших достижений технического прогресса на то время были открыты и начаты активно разрабатываться новые серебряные рудники. Всё это привело к выбросу большого количества серебра как сырья и одновременного спроса на него же в виде денег, так как серебрянные монеты тогда оставались основным денежным эквивалентом.

В такой ситуации денежное обращение уже совсем не устраивало наличие только мелких серебряных монет, таких как грош, денарии и т.д. С учётом совершенствования технических возможностей производства денег все это подталкивало перейти к чеканке монет больших номиналов в хорошем качестве исполнения и достаточно регулярными тиражами.
К тому же в эти годы расцвета искусства Эпохи Возрождения обучалось большое количество граверов, особенно в Италии, готовых продемонстрировать своё мастерство не только на медалях, которые чеканились редко и в ограниченных количествах, но и на больших крупных монетах обычного серийного выпуска. Профессиональные мастера, способные вырезать изысканные портреты князей и епископов, стали весьма востребованными на монетных дворах. В венецианской республике в 1472 году при правлении шестьдесят восьмого дожа Николо Троно была отчеканена крупная монета весом в 6,5 грамм почти из чистого серебра (948 проба). Эта монета получила название «лира». Впервые на республиканских монетах был представлен не традиционный для Венеции коленопреклонный дож перед Святым Марком, а поясной бюст дожа. На реверсе монеты было изображение крылатого льва. Лира вызвала массу недовольства у современников, возмущенных дерзостью Николо Троно. И вскоре на лире изображения вернулись к традиционным для венецианских монет: на одной стороне Иисус Христос, на другой – коленопреклонный дож перед Святым Марком.
Через пару лет миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца по образцу венецианской лиры выпустил монету со своим портретом. Монета также была почти из чистого серебра (960 проба) и весила 9,65 грамм. По стоимости эта монета была приравнена к 20 сольди, а название получила «тестон» (от ит. testa — голова). Очень скоро и другие итальянские герцоги, а также и римский папа, начали чеканить тестоны. Все эти монеты объединяет изображения на аверсе поясного портрета или головы правителя, выполненные на высоком профессиональном уровне искусными граверами. Первые итальянские тестоны можно смело назвать памятниками искусства эпохи Возрождения. Немного позднее тестоны начинают чеканить и в других европейских странах. Эти крупные и интересные монеты несли помимо всего прочего, еще и пропагандистский, а отчасти – и рекламный смысл. Короли, герцоги, князья и епископы не жалели денег на хороших резчиков штемпелей для тестонов, желая видеть свои вычурные портреты на этих больших и красивых монетах.
Другую крупную серебряную монету, равную по покупательной способности золотому дукату, начал чеканить в 1486 году эрцгерцог Тироля Сигизмунд. Монета Сигизмунда весила 31,83 грамма и содержала 29,23 грамм чистого серебра, т.е. из кёльнской марки чистого серебра чеканили восемь монет. Стоимость этой монеты составляла 60 крейцеров, и она соответствовала золотой монете – гольдгульдену. Поэтому новая серебряная монета получила название гульденгрош, или гульдинер.

 

Тестон миланского герцога Людовика Сфорца и гульдинер тирольского эрцгерцога Сигизмунда

В самом начале XVI века на монетных дворах Саксонии, Вюртемберга и Зальцбурга, а также на некоторых денежных дворах Италии, Венгрии и Швейцарии начали чеканить крупную серебряную монету типа гульдинера. Но это были пробные монеты, которые можно рассматривать как отчасти юбилейные или медалевидные выпуски. Проба и вес этих монет сильно отличаются, и само предназначение таких монет больше подходит для подарочных целей, чем для регулярного денежного обращения. Но вскоре, не успев как следует утвердиться в качестве основных денежных единиц в Европе, тестоны и гульденгроши уступают своё место новой монете, которая займёт лидирующее место в денежном обороте на несколько сотен лет.

Чешский граф Штефан Шлик в 1518 году по типу гульденгрошена начал чеканку собственной серебряной монеты в городе Иоахимсталь на северо-западе Богемии. Она весила 29,5 грамм и содержала 27,2 грамм чистого серебра, т. е. имела немного меньшую пробу и вес, чем гульденгрошен. Эти серебряные монеты имели изображение святого Иохима на аверсе и чешский герб со львом на реверсе. По названию города, где они чеканились, монеты получили название «иоахимсталеры». Это сложное название в обиходе было сокращено до знакомого нам слова “талер”.

 

Талер Штефана Шлика, отчеканенный в городе Иахимсталь

Эти красивые, высокопробные полновесные монеты стали очень популярным платежным средством во многих европейских странах и быстро распространились по всей Священной Римской Империи и за её пределами. Тираж чешских монет Штефана Шлика за десять лет был просто огромен. Всего было выпущено более 2.000.000 штук.

После смерти Штефана Шлика в 1527 году император Карл V отобрал право чеканки монеты у его семьи в пользу императорского дома. Для поддержания качества серебряной монеты и упорядочения денежной эмиссии 10 ноября 1524 года в Священной Римской империи был принят Эслингенский имперский монетный устав, по которому вес талера был узаконен в 29,43 грамм (27,41 грамм чистого серебра).

Талер быстро проникал в соседние страны, завоевывая лидирующее место в денежном обращении. К середине XVI века талер становится практически основной денежной единицей во всей Европе… Меняется только его название. В Испании его называют песо, а в Испанских Нидерландах – патагоном, в свободной Голландии – даальдер, в Италии – скудо, в Англии – крона, в скандинавских странах – далер, во Франции – экю.
С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, – ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.

Так к концу XV века был изобретен фальверк. Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.

Молотовый снаряд

 C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, – своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов.

Техническая мысль неустанно толкала развитие монетного производства вперед. Один из великих итальянских представителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внёс свой вклад и в технику чеканки монет. В 1514 году он придумал и собрал пресс для вырубки монетных заготовок из ленты, и ещё усовершенствовал механический молотовый станок.

Следующим прорывным изобретением стало использование вальцевального станка для производства цан. Мастерам уже не надо было вручную выковывать тонкие серебряные пластины – за них это делали отполированные стальные цилиндры, вращающиеся навстречу друг другу. Между валами, постепенно уменьшая расстояние между ними, многократно пропускали металл для получения листа нужной толщины. Из этих листов серебра кружки металла нужного диаметра вырубались заостренной стальной трубкой или станком для вырубки.

Вальцевальный станок, применявшийся для изготовления цан определенной толщины

На основе вальцов в 1550 году в Тирольском городе Халле был изобретен вальцевальный станок для чеканки монет, использующий тот же принцип пресса. Он состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров – от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними ленты цана, изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом.

Штемпели талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского и монета, отчеканенная этим штемпелем

Основным признаком изготовления монеты на вальцевальном станке является легкая изогнутость монеты с характерными следами вырубки по гурту. Не смотря на это и ещё ряд других недостатков этого метода производства монет, с помощью вальцверка монеты изготавливали на некоторых денежных дворах Европы до конца XVIII века.

Усовершенствованный вальцевальный станок для производства ленточного цана

 Изображение процесса вырубки и медная лента с отчеканенными, и частично вырубленными, шведскими монетами 1679 года

По-прежнему, для создания объемного изображения часто использовались только пуансоны. Усложненный рисунок больших номиналов требовал и огромного разнообразия инструментов чеканки маточника монет. С помощью пуансонов умелые мастера изготавливали прекрасные поясные, групповые, конные портреты правителей на аверсах, сложные геральдические, пейзажные и шрифтовые композиции на реверсах.
Но случались и курьезы в практике использования пуансонов. Таким комичным эффектом обладает орт польского короля Яна Казимира, отчеканенный в Гданьске. Удивительно интересно взглянуть на эту монету в контексте истории!

Легенда на монете гласит о пышном титуле: Ян Казимир божьей милостью король Польский, Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жмудский, Ливонский, а также Швеции, Готландии, Вандалии наследный король.

А вот расшифровка легенды, которая больше соответствовала тому историческому моменту: Божьей милостью король лежащей в руинах Польши, и Швеции, утопившей его земли в крови, Великий князь самоуправных литовских магнатов, потерянной Восточной Пруссии и бунтующих русских казаков.

Несмотря на шаткость положения короля, гравер создает героический образ могущественного правителя: самоуверенный профиль, выдвинутая вперед челюсть, орлиный нос, грозно сдвинутые бровями и устремленный вперед взгляд. Завершает образ короля пышная грива волос, которая выбита тем же пуансоном, что и гривы львов на реверсе! Что это? Экономия средств на изготовление нового пуансона? Или художественный прием? Трудно сказать, насколько умышленно использовался один инструмент для работы над королем и львами. Возможно, это должно было вселять в подданных уверенность и веру в короля-льва, на царствование которого выпали страшные войны. Либо это скрытая ирония над не очень удачливым правителем, на царствование которого выпали чудовищные поражения, унизительная сдача столицы и почти всех городов, позорное бегство в Силезию во время Потопа, потеря Киева и земель за Днепром и, наконец, отречение от трона.

Детали аверса и реверса гданьского орта Яна Казимира 1662г.
Волосы короля и гривы львов изготовлены при помощи одного и того же пуансона.

Техника чеканки монет шла в ногу с развитием научно-технического прогресса, и в середине XVII века на основе чеканного вальцевального станка изобретают станок со сменными штемпелями. Изображение монет вырезалось на круглых, изогнутых дугообразно плоскостях. Эти штемпели имели зажимной шип, который закреплялся в так называемых «карманах» обоих вращающихся валов чеканного станка. Благодаря отлаженной системе рычагов и зубчатых колёс штемпели чётко прокатывались один над другим, выдавливая оттиск монет на проходящей между ними пластине. Преимуществом этого станка является возможность замены вышедшего из строя штемпеля без замены всего вала.

 

Вальцевальный станок для чеканки монет со сменными штемпелями и изображение карманных штемпелей монет Егенберга

 В середине XVII века для чеканки монет начинают использовать шпильдельверк, или балансир. Этот станок приводился в действие с помощью Т-образного винтового утяжелённого механизма, который разгоняли несколько человек. Нижний штемпель – шток, как всегда был закреплен на основе. А верхний штемпель, айсен, крепили в нижнем торце винтового снаряда, который раскручивали с огромной силой. Энергия вращающегося винта была настолько огромной, что позволяла прочеканить талеровую или двухталеровую монету с одного раза. Балансир позволил ускорить чеканку монет примерно в два-три раза по сравнению с использованием молотового снаряда.

Винтовой пресс, приводимый в действие усилием нескольких человек

Но, не смотря на все очевидные плюсы технологического прогресса, не все страны сразу применяли новинки для производства монет. В этом отношении показательным является пример одной из самых промышленно развитых стран Европы XVI-XVII веков, – Англии. Трудно поверить, но молоточный чекан использовался минцмейстерами Тауэра как основной способ производства монет вплоть до 1662 года! В то время как в Италии, Германии, Швейцарии постоянно совершенствовались и обновлялись методы чеканки, Англия практиковала средневековый молоточный чекан.

Трудно сказать, что явилось основной причиной отказа от технологических новшеств на протяжении целого столетия: английский консерватизм или возмущение мастеров, боявшихся, что машина лишит их работы. Но нерегулярная машинная чеканка шла небольшими тиражами лишь с 1561 по 1572 годы в царствование Елизаветы I и два года в правлении Карла Стюарта.

Шесть пенсов Елизаветы I, отчеканенные при помощи станка (miled) и молоточного чекана (hammered). Два способа чеканки – два стиля.

Но, как бы не хотели минцмейстеры на отдельных монетных дворах, долго игнорировать развитие научно-технического процесса невозможно. Мало того, в целях увеличения скорости чеканки монеты и усложнения её подделки для фальшивомонетчиков, все государства стремились использовать последние достижения своего времени в науке и технике для производства денег.

Гурчение

До середины XVII века гурт монет, за небольшим исключением, был гладким. После вырубки монетной заготовки из полосы он обстукивался до чеканки, как это обычно делалось, например, в Саксонии. Если же изображение монеты наносилось при помощи вальцевального станка, то после вырубки готовой монеты из полосы её гурт уже не подвергался дополнительной обработке.


Тирольский талер эрцгерцога Максимилиана Тирольского и его гурт. Этот талер, известный как талер Тевтонского ордена, магистром которого был Максимилиан Тирольский, имеет характерные следы вырубки на гурте.

Первые талеровые монеты с выпуклой надписью по гурту появились во Франции около 1576 года. Эти монеты называются серебряные пьефоры (франц. pied-fort). Гораздо позднее в 1642 году гуртить монеты пробуют в австрийской земле Штрии на монетном дворе города Гарца, в 1651 – в Англии, в 1668 – в Дании, а в 1670 – в Швеции и Бранденбурге.
Надпись на гурте наносили в процессе чеканки самой монеты с помощью разъемного кольца, вставлявшегося в круглую толстую рамку. В такое кольцо, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи, заготовка заключалась перед тем, как попасть между штемпелями. Металл заготовки под давлением пресса заполнял все детали рельефа штемпелей и кольца, принимая их рисунок. Чаще всего гурт декорировался не надписью, а орнаментом из повторяющихся растительных или абстрактных элементов.
Такое «украшательство» имело сугубо практическое назначение — препятствовать опиливанию и обрезыванию драгоценного металла, а так же служило дополнительным и надежным средством от подделки монет.
Значительно упростил технологию нанесения изображения на ребро монеты гуртильный станок, изобретенный в XVII веке.

Гуртильный станок и примеры оформления гурта

Он состоял из двух стальных рельс, на внутренней стороне одной была нанесена предназначенная для монеты насечка. Монета туго зажималась между ними на столе станка и прокручивалась при помощи системы роликов и зубчатых колес, приводимой в движение кривошипной передачей. В результате вращения монеты на ее гурте выдавливался необходимый рисунок
В конце XVIII века на смену гуртильному станку вновь пришла машина с кольцом, но уже значительно усовершенствованная.
Прежде чем перейти к разделу, посвященному описанию современной машинной чеканки, хотелось бы обобщить весь путь, который прошла техника изготовления монет от ранней античной ручной чеканки до первых станков по производству монет Нового времени.

Начиная с древних времен, при изготовлении самых первых монет, мастера стремились сделать свою продукцию максимально однотипной: придать серии монет узнаваемый рисунок, подчинить все элементы оформления изображения и легенды одному стилю, отчеканить монеты одинаковой массы и размера.
Мечта мастеров прошедших столетий о совершенно одинаковых монетах нашла своё воплощение в современном денежном производстве. Научно-технический прогресс и совершенствование методов чеканки привёли к тому, что сегодня металлические деньги чеканятся практически без участия человека. Его роль ограничивается дизайном изображения монеты, который выполняется на компьютере. Изготовление монет доверено роботам, которые выдают с конвейера миллионные тиражи абсолютно идентичных, с идеально правильными рисунком, но совершенно бездушных рельефных кружков металла.
Старинные монеты на всех этапах производства проходили через руки монетных дел мастеров, которые вкладывали в них свои знания, уменья и душу. До применения в чеканке редуцирующей машины все монеты имели мельчайшие особенности, отличающие их от десятков тысяч собратьев. Не найти даже двух абсолютно одинаковых монет, изготовленных при помощи первых чеканных станков: балансира, молотового снаряда или вальцов. И уж тем более это относится к монетам, изготовленным при помощи ручной молоточной чеканки. Каждая монета уникальна! Имеет свою живую, неповторимую красоту, созданную руками нескольких мастеров от гравёра до чеканщика, живших в те давние годы…
Всё это и делает старинные монеты особенно интересными для коллекционирования в наш компьютерный и стандартизированный век…

Владимир Хомутов, Дмитрий Пядышев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.