Ольвия и монеты-дельфины

С VIII по VI вв. до н.э. в эпоху Великой греческой колонизации происходило образование греческих городов на чужих территориях в большом удалении от собственных, от Атлантики до Кавказа. Процесс протекал не стихийно. Сначала греки производили разведку выбранных земель, на этих местах появлялись фактории, торговые склады, а потом – города.

Только один греческий город Милет основал от 80 до 90 колоний, в большинстве своем на берегах Черного моря. Одним из таких городов была Ольвия, которая находилась с VI в. до н.э. до IV в. н.э. на территории современной Украины в районе города Николаев. Выходцы из Милета основали полис у слияния рек Днепр и Буг – удобных речных торговых магистралей.

Рис 1. Вид Ольвии. Реконструкцуия С.Д. Крыжицкого

Рис 1. Вид Ольвии. Реконструкцуия С.Д. Крыжицкого

 

Было установлено, что на момент прихода греков оседлое население на выбранной территории отсутствовало. Аборигены этих земель – скифы либо дали молчаливое согласие на строительство города, либо между греками и скифами сразу возникли партнерские отношения.

В V в. до н.э. пребывает вторая партия поселенцев, основавших в окрестностях города Хору (сельскохозяйственный округ), что позволило экспортировать в Элладу необходимый ей хлеб.

В течение двухсот лет ольвийцы жили спокойно, совершенствуя свой город и сельскохозяйственные угодья. В IV в. до н.э. город претерпел осаду войск Зопириона – полководца Александра Македонского, но ольвиополиты при помощи скифов отразили нападение неприятеля.

В III в. до. н.э. произошла природная катастрофа – оползень, нанесший колоссальный ущерб хозяйству Ольвии, в это же время на территорию Скифии мигрировали новые племена кочевников, не столь дружественные грекам как скифы.

Возможно, в связи с этим ольвийцы стали искать сильного протектора, способного защитить их от нападения кочевников. Сначала (II в. до н.э.)  это были скифы  (в городе чеканились монеты с именами скифских царей Фарзоя, Скилура), затем – понтийский царь Митридат VI Евпатор, который объединял греческие города-государства в борьбе против Рима. Но в I в. до н.э. римлянам удалось победить Митридата, и после его смерти Ольвия была полностью разграблена и уничтожена гетами. Только через несколько десятилетий жители смогли вернуться в свой город после разгрома гетов римлянами. Около 400 лет Ольвия находилась под протекторатом Рима, но в III в. римский гарнизон покинул Ольвию, так как ослабленная к этому времени Римская империя оказалась не в состоянии удерживать свои столь дальние рубежи. В IV в., вероятно, варвары уничтожили Ольвию, и на этот раз окончательно. Тысячелетняя история города завершилась.

В XIX-XX вв. проводились систематические археологические раскопки, которые позволили реконструировать жизнь города. Были обнаружены: мощные оборонительные стены и боевая башня (самая большая башня античного мира на юге бывших Российской империи и СССР), казармы римского гарнизона, святилища Зевса и Аполлона, жилые дома разных столетий, гончарные мастерские, театр, здание гимнасия со сложной системой отопления и водопроводом (V в. до н.э.). Обнаружены расписные керамические сосуды со сложными орнаментами и  сюжетными композициями.

Рис 2. Национальный заповедник «Ольвия»

Рис 2. Национальный заповедник «Ольвия»

На территории Хоры найдены жилища, зерновые ямы, печи, погреба, орудия труда, святилище Деметры. Население хоры составляли греки  и представители дружественных кочевых племен: скифы, сарматы, а с I в. до н.э. – фракийцы.

Рядом с агорой (центральная площадь города) найдены торговые ряды, здание Магистрата. По политическому укладу Ольвия была рабовладельческой республикой. Финансовыми вопросами и выпуском денег ведала коллегия Семи и коллегия Девяти.

В переводе с греческого языка «Ольвия» – «счастливая, богатая» и город действительно являлся крупным процветающим международным торговым центром. Ольвия торговала не только своей продукцией, но и служила посредником между Элладой и племенами Восточной Европы.

Интересен найденный при раскопках документ –  закон Каноба о запрете обращения иностранный денег на территории Ольвии. Закон был одобрен народным собранием и высечен на мраморной стеле. Заморские купцы при въезде в город обязаны были обменять свои деньги в строго установленном месте на монеты Ольвии, а перед отъездом произвести обратную операцию. Таким образом защищались экономические интересы полиса.

В Ольвии сложилась оригинальная денежная система. Основную функцию денег выполняли архаические монеты – статеры, по большей части так называемые «кизикины», изготовленные в греческом городе Кизик и выступавшие в качестве международной валюты в городах греческого мира с VI по IV вв. до н.э. А вот в качестве разменной монеты использовались отлитые из бронзы собственные ольвийские “монеты-стрелки” и “монеты-дельфины”.

В коллекции нашего Музея представлены “монеты-дельфины”, использовавшиеся в самый ранний период истории Ольвии – греческий (выделяются три периода: греческий, греко-скифский и римский).

 

 

Ученые не готовы определить номинал этих монет, их соотношение со статерами, так как вес слитков – единица не постоянная. В Британском музее представлена “монета-дельфин” весом 103 гр.; в Одесском Археологическом музее – 70,8 гр.;  в Государственном Историческом музее – 71,5 гр. Такие монеты встречаются редко. Наиболее распространенными являются дельфины весом от 1,3 до 4 гр., в коллекции ГИМа их около 100 экземпляров. В коллекции нашего Музея находится 4 монеты  весом от 2,03 до 3,20 гр. Маленькие “монеты-дельфины” ученые условно называют «рыбки» противопоставляя их “монетам-дельфинам” большего веса.

По внешнему виду монеты-дельфины тоже отличаются. Одни отдаленно по форме напоминают дельфинов, а другие дают практически точное изображение животных. Большинство дельфинов имеют в головной части выпуклость в виде глаза, но встречаются экземпляры “без глаз”. Различаются остроносые и тупоносые дельфины, а также с плавниками (внутренними, внешними) и без них.

 Первоначально ученые предполагали, что разные типы монет были изготовлены в разное время, но научные изыскания позволили доказать, что они могли выпускаться одновременно.

С чем это было связано? Возможно, разные мастера использовали разные формы для отливки монет. Раскопки Ольвии позволили сделать вывод о том, что в городе находилось не менее трех литейных мастерских.

Еще одна версия, объясняющая разнообразие видов дизайна, такова: данные монеты первоначально являлись выпусками частных лиц и лишь впоследствии их производство было взято под контроль государством. Существует сомнение ученых и по поводу того, как государство могло контролировать выпуск этих монет? Уровень развития бронзового литья в Ольвии был достаточно высок, и при доступности сырья любой литейщик мог изготовить монеты в любом количестве. Вопрос так и остается открытым. Несомненным является только тот факт, что фигурки дельфинов действительно являлись платежным средством.

В коллекции Музея денег находятся так называемые анэпиграфные монеты-дельфины (без надписей). По мнению ученых, они являлись более ранними и предшествовали эпиграфным монетам с надписями. Интересно, что такие надписи встречаются как на монетах-дельфинах, так и на круглых литых ольвийских монетах – ассах.

 

Значение надписи – APIXO – найти не удалось. Возможно, это – обозначение эмитента – конкретного человека или членов магистрата? Личные имена на монетах впоследствии были заменены на название полиса – OLBIO, что явилось, безусловно, признаком государственной эмиссии, но на “монетах-дельфинах” таких надписей еще не было, они появились только на  круглых ольвийских монетах – ассах в IV в. до н.э..

Первоначально “монеты-дельфины” были найдены в ритуальном сооружении, где обнаружены жертвенные ямы, зольник, посуда и другие культовые предметы. Некоторые ученые в связи с этим считают, что фигурки дельфинов изначально  выпускались святилищами как храмовые деньги (феномен характерный для истории Древней Греции). Некоторые полагают, что они использовались в обрядовых целях с целью прославления бога Аполлона – символом которого являлся дельфин, а уж потом стали официальным государственным платежным средством.

Возможно, фигурки дельфинов действительно применялись в дни весенних праздников – Дельфиний, во время которых ольвийцы прославляли Аполлона за возобновление прерываемого на зиму мореплавания. Считалось, что Аполлон Дельфиний превращался в дельфина и вел корабли нужным курсом.

Еще один вариант применения “монет-дельфинов” в ритуальных целях – использование их в захоронениях в виде “обола Харона” (Харон – мифологический перевозчик душ через реку Стикс в Аид  – подземное царство мертвых, получавший за это плату в виде одного обола). Не оспаривая такое использование “монет-дельфинов”, некоторые ученые все же считают, что сначала фигурки дельфинов выступили как официальные деньги государства, а уж потом реальные монеты стали применяться в роли “оболов Харона”. В данном ритуале важна двойная символика “монет-дельфинов”: с одной стороны – монета, с другой – образ самого дельфина как покровителя счастливого перехода в царство мертвых.

“Монеты – дельфины” пришли на смену “монетам-стрелкам”(см. материал в предыдущем номере журнала). Первые поселенцы (VI в до н.э.) почитали Аполлона Врача, символом которого являлись стрелы.  У представителей второй волны колонистов (V в. до н.э.) возник конфликт с первопоселенцами. В связи со сложившейся ситуацией, с целью урегулирования проблемного взаимодействия внутри греческого социума, Дидамский оракул провозгласил покровителем этих земель Аполлона Дельфиния – «умиротворителя», символом которого являлся дельфин – животное умное и миролюбивое.  В Ольвии, таким образом, существовало впоследствии два храма: один – посвященный Аполлону Врачу; второй – Аполлону Дельфинию.  В связи с этим вполне логично предположить, что “монеты-стрелки” и “монеты-дельфины” имеют один источник происхождения – культ Аполлона. Таким образом, «монеты-стрелки» сменились «монетами-дельфинами» как реакция на смену ведущей роли почитаемого бога («монеты-стрелки» вышли из обращения в V в. до н.э., «монеты-дельфины» –  в IV в. до н.э.)

Подтверждением данной гипотезы является существование так называемых гибридных монет, сочетающих в себе образ стрелы и дельфина одновременно, так называемые “стреловидные дельфины”. Такие монеты находятся в коллекции Одесского нумизматического музея.

 

Дельфин наряду с орлом стал содержанием эмблемы города Ольвии. В настоящее время при входе в Национальный историко-археологический заповедник «Ольвия» мы можем увидеть эту эмблему.

Изображение олицетворяло двух богов: верховного Олимпийского бога Зевса (его символ – орел) и Аполлона (его символ – дельфин). Такое изображение присутствовало на реверсах ольвийских монет в IV в. до н.э. На аверсе, в свою очередь, изображалась богиня Деметра – покровительница земледелия, являвшегося особо важной частью хозяйственной деятельности ольвиополитов.

 

Ученые утверждают, что такие монеты использовались в Ольвии наряду с еще не вышедшими из обращения “монетами-дельфинами”.

В Греции дельфины как священные животные, спутники богов часто изображались на монетах и других городов-государств: Тарента (бог Тарент – сын Посейдона верхом на дельфине), Сиракуз (нимфа Аретуза в окружении дельфинов) и др.

 

Помимо наделения его ролью спутника богов, его ценили и по другим основаниям. Например, он являлся символом скорости (так как считался самым быстрым морским животным); символом надежности, предусмотрительности (так как, несмотря на скорость, способен вовремя остановиться); символом дружелюбия по отношению к человеку (так как часто помогал рыбакам загонять в сети рыбу); символом навигации (так как его поведение в ситуации смены погоды определяло действия моряков: когда погода изменяется к худшему, дельфин уходит на глубину). Дельфин с древних времен рассматривался как символ спасения – он не раз спасал утопающих людей – и даже как символ искупления вины. По легенде пираты захватили в плен Диониса, и в наказание за это он превратил их в дельфинов, впоследствии разбойники раскаялись и стали помогать тем, кто терпит бедствия на воде. Дельфин также являлся символом радости, праздника.

Традиция изображать дельфинов сохраняется на современных монетах разных стран: Греции (до вступления в Евросоюз), России, Польши, Исландии, Тувалу, Конго и др.

Материал подготовлен И.Р. Федорковой для журнала “Банкноты стран мира”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.